Святыни епархии

Кафедральный собор преподобного Симеона Столпника в г. Бресте

  • Частица мощей святого преподобномученика Афанасия, игумена Брестского

Частица святых мощей привезена в 1995 году из Леснинского монастыря митрополитом Филаретом (Вахромеевым).

  • Почаевская икона Божией Матери

Икона Божией Матери появилась в Симеоновском соборе в 1937 году. Ее историю сохранила для нас Людмила Тарима (в замужестве Хомич), дочь протоиерея Михаилы Таримы. Отец Михаил до Второй Мировой войны был викарным священником кафедрального собора, а после войны настоятелем Братской Свято-Никольской церкви. Его две дочери близняшки — Ира и Мила — были свидетелями его служения и исповедничества — по ложному обвинению отца Михаила, любимого и активного настоятеля, арестовали и осудили на 25 лет лагерей — это было наказание за категорический отказ сотрудничать с КГБ. Людмила Михайловна запомнила две истории, связанные с иконой Почаевской Божией Матери в соборе. Первая связана с ее появлением в 1937 году. Настоятель и духовенство собора, во главе с протопресвитером Стефаном Жуковским заказали надвратную икону Почаевской Божией Матери в самой Лавре, и в летний период, когда икона была создана, в Почаевскую Лавру направился Крестный ход брестчан, которые должны были принести в свой город святыню. Крестный ход был многодневным, ночевали в деревнях, а за крестным ходом ехала подвода с провизией и на случай, когда кому-то станет тяжело идти. Икону получили как благословение Лавры и также пешком отнесли в Брест, где крестный ход торжественно был встречен горожанами. Икону согласно почаевской традиции поместили над царскими вратами и в день празднования спускали для поклонения. Эта традиция, спускать икону раз в год, была прервана лишь однажды. Людмила Михайловна вспоминала, что во время немецкой оккупации, духовенство собора приняло решение спускать икону каждую субботу, после Всенощного бдения. Это была безмолвная молитва о мире, преодолении зла. Каждый знал, что это знак милости, посещения Богородицей страждущих людей, которая тихо, в вечерний час приходит, чтобы утешить, выслушать. Нельзя было говорить проповедей о зле фашизма, нельзя было воодушевлять людей словом, поддерживать их, это все безмолвно совершала икона, которая сходила с высоты Царских врат, удостоверяя, что Богородица с людьми. Теперь же, как и прежде, икону спускают каждый год в день памяти Почаевской иконы Пресвятой Богородицы 23 июля.

  • Иконы семейства Сахаровых в киоте

Подарены в 1888 году, одна из них называется «Умножение любви», на ней изображена Матерь Божия с Богомладенцем Иисусом и Иоанном Крестителем. В 1990-е годы икона «Умножение любви» находилась на иконостасе рядом с чудотворной иконой Спасителя. Впоследствии эти образа скомпоновали, добавив к ним еще один, и поместили в единый аркообразный киот, который можно увидеть на правой от главного входа стене Симеоновского кафедрального собора г. Бреста. На обратной стороне рамки прикреплена табличка «От Григория и Марии Сахаровых, 1888 г.». Иконы были подарены собору бездетными супругами. По одной версии, после молебна, совершенного у иконы, излечились ноги у больного мальчика. По другой — избавился от гангрены на ноге ехавший из Польши военный и, якобы в знак благодарности, изготовил серебряную ножку для украшения иконы «Умножение любви».

 

Каменецкое благочиние

  • Рожковская икона Божией Матери

Явление Божией Матери в селе Рожковка Каменецкого района Брестской области произошло 28 сентября 1942 года, во время Великой Отечественной войны. Фашистские оккупанты приговорили жителей деревни к расстрелу за связь с партизанами. Утром 28 сентября немецкие солдаты окружили Рожковку. 57 семей было согнано на маленькую сельскую площадь. Маленьких детей отобрали у матерей и отвезли на возах в соседнюю деревню. Подростков и молодежь приготовили для отправки в Германию на принудительные работы. Мужчинам приказали выкопать за селом огромную расстрельную яму. Сюда же подогнали остававшихся в деревне стариков и женщин, не пощадив даже носящих во чреве. Люди падали на колени, плакали, молились.

В это время над местом казни появился немецкий самолет. Сделав над деревней круг, он начал снижаться. Из приземлившегося самолета вышел немецкий офицер, подошел к командиру карательной операции и распорядился отложить расстрел на два часа, до его возвращения. А через два часа действительно привез из штаба, находившегося в Беловеже, приказ об отмене расстрела. Все рожковцы вернулись домой, детей и молодежь вернули родителям. Лишь яму не разрешили засыпать, угрожая привести приговор в исполнение, если станет известно о продолжении сотрудничества местных жителей с партизанами.

Одна из чудесно спасенных жительниц деревни в тот же день благополучно родила младенца. Девочку назвали Ольгой, и сегодня Ольга Саевич – одна из самых усердных прихожанок Рожковского храма.

Немецкий майор, спустя некоторое время, прибыл в Рожковку и подарил на память прихожанам вырезанное из дерева изображение Божией Матери. Из слов свидетелей и очевидцев тех событий, летчик рассказал им через переводчика, что во время совершения полета над Рожковкой, в небе явилась ему сама Богородица и сказала: «Спаси, убивают невиновных». Пораженный увиденным, майор решил во что бы то ни стало спасти от расстрела жителей села.

Позже, немецкий офицер подробно описал увиденный им в небе над Рожковкой образ немецкому солдату-художнику, лечившемуся в госпитале Беловежи, и тот воссоздал его с максимальной точностью.

Кроме того, он разрешил перевезти из Беловежской пущи дом лесничего, из которого в 1942 г. сложили Свято-Казанскую церковь, где и поместили подаренную икону.

Долгое время имя майора, спасшего жителей Рожковки, было неизвестно. Благодаря немецкому исследователю Валерию Риппергеру, удалось установить, что это был майор Эмиль Альберт Генрих Пауль Хербст.

Предыстория его появления в Беловежской пуще такова. В декабре 1941 г. пуща была объявлена охотничьим хозяйством рейха. Главным лесничим был назначен Вальтер Фреверт, сподвижник Геринга. Он славился своей жестокостью по отношению к населению. Особую же ярость вызывали «бандиты» и «отребье» – партизаны и евреи. Беспощадность и жестокость действий Фреверта вызывали протест и неловкость даже у немецких офицеров. Но Фреверт заболел и временно выбыл из строя. Между тем недовольство населения росло, а действия партизан могли достичь угрожающих для немцев размеров. Рейхсмаршал Геринг в связи с критическим положением решил выделить батальон люфтваффе (авиации) для охраны пущи и вызвал с этой целью в свою резиденцию под Берлином майора Эмиля Хербста – командира авиационного отряда бригады из Западной Боснии, сражавшейся против маршала Тито. Геринг нуждался в офицере, которому мог доверять, таком, который смог бы успешно руководить батальоном специального назначения и навести в пуще должный порядок. На этот счет Хербст получил от него исчерпывающие инструкции: любое сопротивление должно жестоко подавляться. Так судьба забросила Хербста в Беловежскую пущу. Майор создал в лесничествах и селениях опорные пункты и мобильные отряды пехоты для розыска партизан и борьбы с ними. Если вообще можно говорить о справедливом отношении к населению в это время, то больше всего этому соответствовал Хербст. Следует отметить, что во время его службы (сентябрь 1942 – март 1943) обхождение даже с евреями и коммунистами было достаточно мягким. В целом Хербст пытался проявлять умеренность в методах обращения с населением.

Спас он и деревню Рожковка, которую немцы собирались сровнять с землей, а всех жителей расстрелять, поскольку она, по данным их службы безопасности, представляла собой бандитское гнездо. Хербст доказал, что все сельчане не могли быть виновны в связях с партизанами. Он установил, что помощь им оказывали только четыре человека. Поэтому карательная акция была отменена незадолго до расстрела людей, уже стоявших на краю могилы. Спасение пришло буквально в последнюю минуту. Этот акт гуманности создал майору неслыханный авторитет у населения. Но в штабе СС в Белостоке он вызвал  недовольство, так как такие методы шли вразрез с проводимой нацистскими властями политикой.

Из документов Федерального архива Германии стало известно, что 22 ноября 1942 г. в селе Рожковка состоялось освящение церкви в честь Казанской иконы Божией Матери (позже переименован в храм Рожковской иконы Божией Матери). (на фото 22.11.1942 г.).

Майор Хербст прибыл на освящение церкви в сопровождении нескольких офицеров тоже без оружия. После освящения состоялся праздничный обед в доме семьи Пухловских в Рожковке.

(На фото во время обеда справа налево: майор Эмиль Хербст, священники Серафим Самойлович, Иоанн Кунцевич).

В дальнейшем главное управление лесного хозяйства упрекнуло майора в том, что он очень терпимо обходится с населением и проявляет ненужную мягкость. Доказательствами послужили события в Рожковке, выражения благодарности населения, «уважительное» обращение с евреями и пр. В феврале 1943 г. пришел приказ Геринга об освобождении его от должности. Хербст попросился в качестве пилота на Восточный фронт. Эмиль Альберт Генрих Пауль Хербст, родившийся 5 мая 1894 г. в Куксхафене, умер 12 декабря 1974 г. и похоронен в Гамбурге.

В 2008 году иконописцы Александро-Невской лавры из Санкт-Петербурга Светлана и Евгений Большаковы написали новую икону, соответствующую православным канонам. Средства на ее изготовление собрали заинтересовавшиеся произошедшими здесь событиями православные жители норвежского города Киркенес.

Таким образом, 14 августа 2008 года православная Брестчина обрела новую святыню. Именно в этот день Преосвященный Иоанн, епископ Брестский и Кобринский совершил чин освящения православной иконы Божией Матери «Рожковская спасительница».

Знаменательно, что доска для иконы была заготовлена из сосны, выросшей у могилы преподобного Серафима Вырицкого, который в годы Великой Отечественной войны тысячу дней молился о спасении Отечества, стоя на коленях на камне. Первоначальные работы по подготовке доски к иконописанию выполнил реставратор и изограф Евгений Большаков. Основную работу по написанию образа исполнила Светлана Большакова — опытный художник-реставратор, кандидат искусствоведения. Иконописец стремилась сохранить максимально возможное сходство с резным образом 1942 года, используя его размеры, композиционное решение, колористическую гамму, осуществив «художественный перевод» образа в русло православной традиции. Рожковская икона Божьей Матери выполнена в академическом стиле и принадлежит к типу икон «Благодатное Небо», к которому относится также Валаамская икона Божией Матери. На обратной стороне ново написанной иконы Рожковской Божией Матери – надпись «Сей образ выполнен усердием иконописцев Александро-Невской лавры на пожертвования прихожан храма во имя святого Трифона Печенгского в городе Киркенес, а также православных христиан Санкт-Петербурга в январе-июне 2008 года». 

В конце 2008 года были написаны тропарь, кондак и величание Рожковской иконе Божией Матери.

Дата 28 сентября для рожковцев теперь святой день. Каждый год после богослужения все идут крестным ходом за деревню к кресту, установленному на месте расстрельной ямы. Хорошо видна надпись на табличке: «Сей крест воздвигнут в память от избавления от смерти всех жителей села Рожковка 28 сентября 1942 года». 

 

  • Икона Божией Матери «Каменецкая»

По преданию икону написал Волынский князь Иоанн Василькович и подарил  в первую церковь, построенную в Каменце Благовещения Пресвятой Богородицы, где она и находилась долгие годы. Со временем церковь была порушена временем и непорядочными людьми. Икона была перенесена в княжью Рождественскую церковь. В 1797 году церковь сгорела вместе с  богадельней и священническими постройками. Некий мещанин Зарницкий нашел на пожарище икону Божией Матери, тыльная сторона которой была обугленная, но лики не повреждены. Икону поместили в Воскресенской церкви, а затем перенесли в Свято-Симеоновскую соборную церковь (соборная она была с 1839 по 1912 год) на месте которой, деревянной, вырос в 1914 году нынешний кирпичный храм. В конце 19 начале 20 века в Каменец Литовской Свято-Симеоновской церкви служил настоятелем священник Лев Паевский, он видел, что собор сильно обветшал, и назрела необходимость строить новый храм и спасать столб (Вежу) от разрушения. Его обращения по этому поводу не только к местной администрации, но и в уездном Бресте, и в губернском Гродно не дали положительных результатов. Тогда о. Лев Паевский вооружившись историческими сведениями о крае, взяв из собора икону Божией Матери именуемой «Каменец Литовской» во время приезда Государя Императора Николая II в Беловежу 05.09.1897 года добился у него аудиенции. Рассказав Императору историю края, затем встав на колени перед ним, воздев икону Божией Матери над головой, страстно просил Императора   согласии на реставрацию Каменецкого столпа (Вежи), как символа Православия на западных территориях и выделения для этого средств. Государь принял драгоценный дар и дал согласие на реставрацию столпа и строительство нового кирпичного храма, выделив на эти цели 50 тысяч рублей  золотом. По преданию Император увез икону с собой.

Интерес к Каменецкой иконе Божией Матери проявляется и за пределами Каменетчины – на Подляшье и в Волыни. В Луцке вышли из печати две книги  — «Православные монастыри глубокого Полесья»  и «Чудотворные иконы  Волыни и Полесья», в которых помещены материалы о Каменец-Литовской иконе Божией Матери. Копия иконы, находящейся в Симеоновском храме г. Каменца, относится к местночтимым иконам.

 

  • икона прмч. Макария Каменецкого

В мае 2013 года по благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, ныне почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси, и по согласованию с митрополитом Черкасским  и Каневским Софронием, в г. Каменец была доставлена частица мощей преподобномученика Макария, игумена Каменецкого для одноименного строящегося храма (3 сентября 2012 года Решением Синода Белорусской Православной Церкви было принято: Поминать за Богослужениями преподобномученика Макария в пределах Брестской епархии, как архимандрита Каневского, игумена Каменецкого, Пинского, чудотворца Переяславского, а в пределах Белорусского Экзархата – по усмотрению правящего архиерея). Тогда же была написана икона преподобномученика Макария.

В настоящее икона находится в храме преподобного Симеона Столпника в г. Каменец.

 

  • Явление Божией Матери в урочище «Грушка», икона Божией Матери «Бушмичская»

В 1988-1900 годах  менее километра южнее деревни Бушмичи было явление Божией Матери. Историю этого «святого места» частично удалось проследить по архивным документам, а именно в делопроизводстве уполномоченного Совета по делам РПЦ по Брестской области и Исполнительного комитета Каменецкого райсовета депутатов трудящихся Брестской области.

В качестве наиболее раннего и, вероятно, единственного известного письменного источника по истории возникновения урочища «Грушка» можно привести отчетно-информационный доклад уполномоченного Совета по делам РПЦ по Брестской области за 2-й квартал 1953 г. В этом документе содержится запись воспоминаний жителя д. Бушмичи Пашкевича Петра Тимофеевича (1883 г.р.), современника описываемых событий:

«Примерно в 1899 или 1900 году в полукилометре от д. Бушмичи, на горке под грушей какая-то девушка якобы видела «явление Божьей Матери». Другие женщины после стали говорить, что на этом месте видели «тайный свет». На место «явления Божьей Матери» приезжал становой пристав, который распорядился срезать старую грушу. Против станового пристава было массовое выступление женщин. Потом к этому месту началось массовое паломничество верующих. Привозили больных для «исцеления», брали «святую землю», а церковники собирали пожертвования. По «обету» — ставили кресты. Под грушками же была поставлена икона «Божьей Матери» с «неугасимой» лампадкой. Верующие люди собирались на этом месте поставить церковь, был заготовлен материал, но война 1914-1918 гг. помешала» [1. Ф. 1482, оп. 2, д. 14, л. 81-88].

Еще один рассказ о возникновении этого культового места содержится в книге «Забытых таямніцаў чар» уже в виде легенды, в которой, правда, отсутствует какая-либо датировка событий, но приводится конкретное имя девушки-очевидца:

«Неяк раніцай дзяўчына-падлетак Параскоўя з сям’і Паўлючукоў з вёскі Бушмічы пасла на ўзгорку авечак каля вялікай разгалістай грушы. Набліжаўся поўдзень, на небе ніводнай хмаркі. Раптам пад дрэвам з’явілася Божая Маці ў вобразе жанчыны. Навокал яе зіхацелі сонечныя праменні. Дзяўчына заплакала і распавяла жанчыне пра сваю сірочую долю. Божая Маці супакоіла малую і сказала, што тая будзе здаровая і шчаслівая, пасля чаго выява знікла. Людзі паверылі ў расказ сіроткі і сталі лічыць гэтае месца святым. Ішлі гады. Усякія здарэнні, якім там адбываліся, пераканаўча даказвалі, што месца гэта святое, і там трэба маліцца за здароўе блізкіх»* [2. С. 142-143].

В послевоенное время Бушмичи вместе с урочищем «Грушка» относились к православной приходской общине с центром в д. Верховичи, которая охватывала 16 населенных пунктов из Верховичского и Бушмичского сельсоветов. В это же время упоминается часовня «под грушками» – «Успенская», возведенная в 1942 г. местными жителями. Здание часовни было деревянным, на каменном фундаменте, с жестяной крышей, вместимостью на 50-60 человек (30 м. кв.). С восточной от нее стороны «в малой ограде под грушками» находилась икона «Успения Божьей Матери», писаная на холсте. Вся территория «святого места» общей площадью 0,5 га была обнесена оградой и на 2/3 данное пространство было занято обетными крестами. В упомянутом выше докладе уполномоченного Совета по делам РПЦ сообщалось, что на 1953 год количество крестов насчитывалось более двухсот, на многих из них присутствовали надписи «за здравие, благополучие в жизни и благоденствие» с датировкой в диапазоне 1910-1953 гг. [1. Ф. 1482, оп. 2, д. 14, л. 81-88].

Престольным праздником в Бушмичах было «Успение» (28 августа), в этот день до 1950 г. «к святому месту под грушками» совершался крестный ход из Верховичской церкви. После 1950 года совершались только массовые молебны в часовне и около иконы – на «Фоминой неделе» и на Успение, а также происходило освящение крестов. Прекращение проведения «крестных ходов» было связано с налагаемыми со стороны советских властей ограничениями в рамках общей политики государства по отношению к религии. В частности, священникам предписывалось при проведении богослужений ограничиваться пределами церковной ограды (согласно законодательства о культах богослужения под открытым небом запрещались). Но к святому месту «под грушками» поток паломников не иссякал, что и отмечалось уполномоченным в докладе по отчетному периоду за 1958 г. [1. Ф. 1482, оп. 2, д. 24, л. 56]

28 ноября 1958 г. вышло Постановление ЦК КПСС «О мерах по прекращению паломничества к т. н. «святым местам», после которого повсеместно началась кампания фактически по уничтожению почитаемых народных святынь. В секретном отношении председателя Совета по делам РПЦ Карпова Г. к уполномоченным на местах от 22 апреля 1959 г. за №203/с высказывалось недовольство текущим положением дел по данному вопросу. Указывалось, что уполномоченные Совета ограничились лишь выявлением подобных «святых мест» и не предпринимали никакого участия в разработке мер по «прекращению паломничества и закрытию «святых мест». [1. Ф. 1482, оп. 2, д. 23, л. 54-55.] Рекомендации здесь не отличались разнообразием: «прекратить», «закрыть», «запретить», «провести массовую политико-воспитательную работу среди населения», «выявить», «разоблачить», «привлечь к ответственности».

В отчетном докладе уполномоченного по Брестской области за 1959 г. сообщалось, что в декабре по Бушмичской часовне были оформлены материалы и пересланы в Совет для снятия с учета действующих [1. Ф. 1482, оп. 2, д. 25, л. 2-3]. В отчетном докладе за 1960 год говорилось уже о ликвидации данного «святого места» [1. Ф. 1482, оп. 2, д. 27, л. 2-3]. Часовня была разобрана, груша выкорчевана, кресты вывезены и сожжены [2. С. 142-143].

Люди, видимо, все же продолжали местную традицию почитания уничтоженной святыни. «Святая груша» вновь всплывает в документах Каменецкого райисполкома уже в 1980 году. Здесь уже упоминаются посаженная на месте разобранной часовни новая груша, установленные якобы «в память об умерших родственниках» небольшие кресты и паломничество на Успение. В сохранившейся справке рекомендовалось организовать и провести работу по очередной ликвидации «святого места», обязав правление колхоза им. Дзержинского распахать указанное место, и впредь не допускать его возрождения [1. Ф. 1059, оп. 1, д. 693, л. 22, 25].

«Ликвидация» была проведена 9 июня 1980 г. Участие в ней приняли председатель районной комиссии содействия по соблюдению законодательства о религиозных культах, председатель Верховичского сельсовета, председатель колхоза им. Дзержинского и сотрудники РОВД. Около 200 установленных на протяжении 10 лет крестов (практически все, за исключением одного металлического, были деревянными) были вывезены и сожжены. По сему поводу и была составлена справка. Сама же площадка была распахана и засеяна зерновыми [1. Ф. 1059, оп. 2, д. 696а, л. 4-7, 12.].

С развалом Советского Союза «святое место» возродилось вновь. С 1996 года разрешили собираться верующим и священникам совершать молитву. В 2007 г. здесь было положено начало строительству нового храма в честь Явления Божией Матери, который освятил Епископ Брестский и Кобринский Иоанн в 2012 году 27 августа.

В настоящее время в день памяти явления Божией Матери 27 августа собирается много паломников в урочище «Грушка», а так как еще идут дни успенского поста, то большинство богомольцев причащается. Богослужение совершается на улице. Есть народное предание, которое гласит, что Пречистая оставила девочке завет для народа: «Исполняйте заповеди Божии и тогда ни в чем не будете знать нужды». Пресвятая Богородице спаси нас!

 

Малоритское благочиние

  • икона Божией Матери «Умиление» в Малорите

В храме святителя Николая Чудотворца г. Малорита Брестской области находится список древней иконы Божией Матери «Елеуса» («Умиление»), которая именуется в каталогах произведений искусств как Малоритская по месту обретения.

История этого древнего образа покрыта тайнами и доподлинно неизвестна. Согласно исследованиям современных искусствоведов, Малоритская икона Божией Матери принадлежит кисти греческого мастера Николаса Ламбудиса. В 1981 году икона была изъята из Малоритского храма и вывезена в г.Минск в Музей древнебелорусской культуры АН БССР.

Малоритскую икону Божией Матери обследовали все время ее пребывания в музее в г.Минска, благодаря чему мы имеем ее подробное описание и фотоматериалы. Однако в ночь с 3-го на 4-е декабря 1991 года произошла непоправимая трагедия. Малоритский образ Божией Матери «Елеуса» (Умиление) был похищен из музея и до сего времени место его пребывания неизвестно.

Образ Божией Матери «Елеуса» (Умиление) принадлежал роду Кантакузенов, из которого происходил архидиакон Никифор. Когда он отправлялся в западнорусские земли в качестве экзарха Вселенского патриарха для защиты Православной Церкви от римо-католической экспансии и предотвращения очередного заключения унии, то взял с собой образ Божией Матери. Уже в самом путешествии Царица Небесная водительствовала архидиакона Никифора к его немеркнущей славе защитника Православия от порабощения инославных. Во время опасностей, грозящих самому экзарху, икона была сохраняема от поруганий верными спутниками борца. В город Брест икона принесена ее владельцем архидиаконом Никифором и его верными спутниками накануне заключения Брестской унии 1596 года.

Сколь пламенные молитвы возносил экзарх Никифор перед этим образом, откроется только во второе пришествие Христово. Царица Небесная укрепляла святого на подвиг. Под покровительством Божией Матери архидиакон Никифор сумел провести заседание православной стороны так, что решения православного собора 6 октября 1596 года получили каноническую силу, а униаты были осуждены. По политическим мотивам решения собора не были признаны светской властью и послужили началом гонений на православных христиан. Однако их канонический авторитет бесспорен и показателен. Особенно усердной была молитва будущего священномученика экзарха Никифора в дни Брестского собора 1596 года, когда святой слезно просил помощи Божией Матери о вразумлении нечестивцев. Молитва страдальца была услышана и было явлено чудо на первой же литургии униатов-отступников. Они не смогли причаститься, ибо в чаше на их службе вместо Святых Даров образовалось зловоние, которое было просто извергнуто. Об этом позорном историческом факте католические и униатские источники предпочитают умалчивать. К прискорбию, и этому явному призыву к покаянию не вняли гордые, алчные и властолюбивые предатели Православия. Архидиакона Никифора униатские завистники обвиняли во всевозможных грехах: колдовстве, шпионаже в пользу Османской империи, убийствах, блуде, подкупах… Ни суда, ни следствия по предъявленным обвинениям не производилось из-за страха, что эти обвинения рассыплются в прах при первых же следственных действиях. Святого мужа заточили в Мальборкский замок на территории Польши, откуда он уже не вышел живым, но переселился в обители небесные, будучи уморен голодом, как и священномученик Ермоген, Патриарх Московский.

Икона Божией Матери «Елеуса» сохранялась в храмах г.Бреста почти три с половиной столетия. Наверняка, перед этим образом молились преподобномученики Афанасий Брестский и Макарий Каменецкий, Пинский и Обручский, преподобный Леонтий Виленский и другие защитники Православия. Со временем сведения об иконе стали стираться с человеческой памяти (из жизни уходили люди, знавшие историю образа), а в условиях гонения на Православие их и нельзя было афишировать. Так сей чудный образ и сохранился до начала строительства Брестской крепости в 30-е годы XIX века, когда в 1833 году начались грандиозные земельные работы по переносу города Бреста на 2 километра восточнее его места нахождения. Уже в 1835 году великолепные постройки старого Бреста были уничтожены или приспособлены под военные цели. На проведение этих работ привлекались не только жители Бреста и окрестных селений. Были среди них и жители Малориты. В знак благодарности за хорошую работу в этом грандиозном перемещении г.Бреста жители Малориты получили этот образ и в светлые пасхальные дни около 1835 года принесли в свой храм. Версия о том, что икону в Малоритский храм принесли перед 1-й мировой войной менее вероятна потому, что тогда все материальные ценности из храмов вывозились на восток в Великую Россию, и вряд ли кто-то отдал бы икону таких размеров в деревню Малорита, она была бы отправлена, как множество других святынь, в означенном направлении.

Поскольку примерно с 1835 года икона прибывала в Малоритском храме, следовательно, она пережила и пожар в конце XIX века, уничтоживший храм, и вместе с иконами так называемого «малоритского мастера» и другим имуществом была спасена от уничтожения. После строительства нового храма икона была торжественно возвращена в церковь и по свидетельству старожилов находилась в алтаре храма до ее изъятия в 1981 году.

Достоверную историю сего образа вряд ли удастся восстановить, учитывая все исторические перипетии, которые пережила Брестская земля.

Жители г.Малорита скорбели, что образ Божией Матери изъят из их храма и утерян. К 100-ю со дня освящения храма святителя Николая Чудотворца г.Малорита в 2008 году местный иконописец Светлана Герасимук воссоздала Малоритскую икону Божией Матери «Елеуса» (Умиление) в точных размерах по имеющимся описаниям и фотографиям образа из Музея древнебелорусской культуры АН БССР. Икона была торжественно освящена и помещена в специально устроенный кивот. С тех пор все приходящие на богослужения в храм прихожане с благоговением прикладываются к образу  Божией Матери, подолгу задерживаясь в молитвенном общении с Царицей неба и земли. Многие молодожены после Таинства венчания припадают с молитвой к образу, испрашивая благословения на счастливую семейную жизнь. Просят помощи у своей Покровительницы и больные разными недугами, и люди, попавшие в трудные жизненные обстоятельства, все «скорбящие и обремененные», и по вере своей получают помощь и утешение. Поэтому, когда стал вопрос о строительстве второго храма в г.Малорита, никто не сомневался, что посвятить его нужно Малоритскому образу Божией Матери «Елеуса». В 2012 году по благословению Преосвященнейшего Иоанна, Епископа Брестского и Кобринского зарегистрирована православная община в честь Малоритской иконы Божией Матери в г.Малорита, выделен участок и ведется строительство нового храма. Торжественную закладку храма 13/26 октября 2015 года совершил Преосвященнейший Иоанн, Епископ Брестский и Кобринский (в настоящее время Архиепископ). Уже около 180 лет Божия Матерь покрывает своей милостью Малоритскую землю через Свой дивный образ. Сменяются поколения, но из года в год народ приходит к этой святыне со своими мольбами и получает просимое.

 

  • икона Луковской Божией Матери

О Луковской церкви имеются упоминания в документах 1653, 1668, 1669, 1724, 1742, 1786, 1792 г.г

В 1819 году в д. Луково была построена новая церковь на месте бывшей, которая сгорела. До этого в старой церкви находились два образа: Спасителя и Божией Матери Скорбященской (Луковской). Во время пожара сгорела церковь и образ Спасителя, а образ Божией Матери остался невредим. После этого случая сей образ стал почитаться чудотворным.

Об особом почитании Луковского храма говорит следующее предание. Во время моровой язвы на Украине, в 1850 году, когда вымирали целые сёла, одной благочестивой женщине из Волынской губернии в сонном видении явилась Божия Матерь и велела идти в село Луково, к Святому Ея образу и там, в храме, отслужить молебен о здравии. После того, как повеление Божией Матери было выполнено, эпидемия моровой язвы прекратилась.

В предании говорится об особом почитании Луковской иконы Божией Матери, которая чудесным образом была обретена на пепелище сгоревшего храма. Праздник в честь этой иконы стали праздновать в пятницу десятой недели по Пасхе. На этот праздник, как и на престольный праздник сей церкви, стекалось много богомольцев из окрестных селений. За неделю до праздника в церкви собиралось множество паломников, людей телесно и духовно больных. Особенно много паломников было из Украины, даже из Почаево приходили паломники на поклонение Луковской иконе Божией Матери.

Чудотворная икона Божией Матери Скорбященской (Луковской) исчезла в годы разрушения храма. В годы Советской власти, по рассказу священника Евгения Кушнира, служившего тогда диаконом (в настоящее время клирик Свято-Никольской церкви города Кобрина), в день праздника Луковской иконы произошёл такой случай. Во время водосвятного молебна на берегу озера, с другой его стороны, буйно гуляла весёлая компания. Пять человек с гармошкой, отмечая какой-то свой праздник, перебивали слова молитвы. К вечеру все пятеро утонули в озере. Тела четверых нашли сразу, а тело гармониста – только через три дня.

В Луковской церкви находился особо почитаемый окрестным населением камень. На нём, по приходскому преданию, отпечатался след Богородицы, которая некогда спасла жителей села Луково во время бури, выведя их по воде с острова на Луковском озере. К этому камню ежегодно устраивалось паломничество из всех окрестных деревень, и каждый, приходя в храм, прикладывался к нему.

1961 году, по решению облсовета, в Малоритском районе была снята с регистрации Луковская приходская община. Церковь была разобрана, а из дерева построен магазин в деревне Грушка.

Камень был спрятан прихожанами: его закопали в землю (ныне он опять находится в Луковской церкви, но старожилы говорят, что отпечаток, размером стопы младенца, стал не таким чётким, как был прежде). Иконы и утварь из разрушенного храма частично были взяты людьми (один из жителей, взяв себе потир – Чашу, не знал, как с ним обращаться и пил из него чай). Основная часть утвари и иконы были переданы в храм села Черняны (по рассказам старожилов вывезено было церковного имущества около двух самосвалов).

В 1992 году в Луково была построена каменная церковь. Причём, за очень короткий срок – всего за один год. Новый храм решено было строить на новом месте, так как природное озеро было превращено в водохранилище, и близкие к поверхности грунтовые воды стали существенной помехой для его возведения.             

Сегодня приход является самостоятельным. После восстановления храма часть его собственности была возвращена. В то же время, лучшая утварь и иконы старинного письма остались в Чернянской церкви, в частности, икона Преподобного Сергия Радонежского с дарственной надписью на обороте. Эта икона в своё время была пожертвована Луковскому храму одним помещиком, у которого все дети умирали в младенчестве. По рассказам, после того, как он принёс эту икону в храм, следующий родившийся у него ребёнок остался в живых, и был крещён именем Сергий.

Не менее интересна история Луковских колоколов. Колокольня церкви имела семь колоколов, а во время Великой Отечественной войны были привезены ещё 4 колокола из сожжённой немцами церкви села Заболотье. На одном из колоколов, имеется надпись «Протоиерей Георгий Назаренко» – это имя священника, в период настоятельства которого для храма был отлит колокол.

После закрытия храма, благочестивые прихожане, желая спасти колокола от поругания, затопили их в озере. Во время сильной засухи, когда уровень воды в озере очень сильно снизился, стал виден из воды самый большой колокол. Кто-то сказал об этом председателю сельского Совета, который принял решение разрезать колокол с помощью газосварки на металлолом. Но, по чудесному стечению обстоятельств, в тот день, когда колокол был поднят на берег, машина, транспортирующая газосварочный аппарат, сломалась. Прихожане воспользовались этим обстоятельством и, под покровом ночи, вторично затопили колокол в более глубоком месте озера. Таким образом, он сохранился и, после постройки нового храма, был поднят на колокольню.

Один из колоколов был сохранён бывшим начальником пожарной охраны в с. Луково Василием Васильевичем Корделюком. Власти дали ему колокол для звона во время пожара, но он привёз его к себе во двор и спрятал под стог сена. Несколько колоколов были вынуты из озера и частным порядком проданы в Брест, один из них впоследствии вернул тот же человек, который продавал.

В 1999 году художником из г .Кобрина написана новая икона явления Божией Матери на Луковском озере, которая сейчас находится в Рождество-Богородичном храме в д. Луково, на центральном аналое. Копия новописанной иконы первоначально была подарена Митрополиту Филарету, а сейчас она находится в часовне Духовных школ г. Минска.

 

Пружанское благочиние

  • Смоленская икона Божией Матери

Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Смоленская» была написана в конце 19 – начало 20 века  маслом на дереве размером 15 х 25 см. Имеет металлическую ризу. В храм святителя Николая Чудотворца д. Вежное Пружанского района икону передал в  период Великой Отечественной войны прихожанин Козел Марк, житель д. Александровка. В 2002 г. икона стала обновляться. В 2007 г. была заменена внешняя деревянная рамка со стеклом,  а в 2011 г. икону вставили в резной деревянный киот и покрыли новым окладом, украшенным натуральным жемчугом, искусственным камнем и бисером. В старый киот помещена копия иконы, металлическая риза которой обновляется по настоящее время.

 

  • Пружанская Плачущая икона Божией Матери

9 апреля 1934 года после вечернего богослужения в Свято-Александро-Невском храме города Пружаны некоторые благочестивые женщины лобызая икону Божией Матери, находящуюся на «Голгофе», заметили у стоп Богородицы влажное пятно. Кроме того, на иконе сверху вниз проходила блестящая влажная струя, берущая свое начало из очей Пресвятой Богородицы, напоминая живые человеческие слезы. Эти слезы протекали по святому лику, образуя у крестообразно сложенных рук большое влажное пятно, откуда, сначала тремя малыми, а затем, соединившись, одной большой струей стекали вниз к стопам. Благоговейный трепет, объявший собравшихся прихожан, увеличился после того, когда усомнившийся в чуде человек, платком стер слезы на лике Пресвятой Богородицы, и они вновь появились, истекая вниз.

Весть о чудесном явлении с молниеносной быстротой разнеслась по городу и его окрестностям. Уже со следующего дня в Пружанах можно было встретить множество паломников – богогомольцев из Пружанского, Брестского, Дрогичинского, Бельского и Волковысского уездов. Полесский архиепископ Александр (Иноземцев), узнавший о чудесном знамении, происшедшем в Пружанском храме, командировал туда епархиального миссионера для подробного обследования. 12 апреля в квартире настоятеля храма, в присутствии уездного коменданта полиции и представителя старосты состоялся опрос под присягой очевидцев чудесного события. В результате было установлено, что происшедшее является чудом, так как никакими человеческими рассуждениями невозможно было объяснить происходившее: все видели появившиеся из очей Богородицы слезы.

22 апреля архиепископ Александр лично посетил Свято-Александро-Невский храм и совершил Божественную Литургию. По его благословению было установлено ежегодно в пятницу Светлой Седмицы  совершать праздничное богослужение в память о чудесном событии.

 

  • Ружанская икона Божией Матери

Написана около 1648 г. на доске с резным позолоченным фоном. Относится к типу икон «Одигитрия». Епископ Иосиф (Соколов) в «Гродненском православном календаре» писал: «Имеется в церкви особенно местночтимая чудотворная  большая деревянная cв. икона Богородицы Частоховской, помещающаяся в большом благоукрашенном киоте у левой стены храма. Большой этот величественный весьма высокий храм замечателен, как сохранившийся совершенно невредимым с причтовым при нем двухэтажным домом и с собою сохранивший множество людей, при нем столпившихся, в громадный пожар 5 мая 1895 г., когда все почти местечко – вся средина его на далекое пространство во все стороны от церкви – сплошь выгорело: все сметено, счищено огнем на далекое расстояние от площади, как и вся площадь с костелом при ней, а эта церковь, как стоящая у площади в центре местечка, осталась не только цела в стенах, но и не очернела от дыма, со всех сторон охватывавшего ее – лишь несколько стекол ее громадной величины окон полопались от жара. В навсегдашнюю память сего у названной  Богородичной cв. иконы Частоховской на киоте приделана медная дщица в 1,5 аршина длины и 0,25 аршина высоты с надписью: «Сей храм, покровом и заступлением Пресвятыя Богородицы чудесно сохранен от огня и разрушения в страшном пожаре  5 мая 1895 года, уничтожившим все прилегающия к церкви здания и до 400 жилых домов». 5 мая (18 мая по н. ст.) празднуется память Ружанской иконы Божией Матери.

 

Мужской монастырь Преображения Господня в агрогородке Хмелево Жабинковского района

  • Ченстоховская икона Божией Матери

Список иконы Божией Матери очень древний и сделан на холсте. Согласно одной из версий икона Божией Матери была куплена местным помещиком и хранилась у него в часовне.

Однажды случился пожар, и часовня сгорела, икона же осталось целой и невредимой. После этого случая помещику было откровение, и он передал эту икону в построенную по решению сельчан Спасо-Преображенскую церковь. По одним данным церковь построена в 1725 году, а по другим – на 45 лет раньше. Храму пришлось перенести много трудностей, но, не смотря на это, он никогда не закрывался.

В XX веке икону неоднократно пытались похитить, но всякий раз она снова возвращалась на место. Многие люди получали от иконы исцеление от различных недугов.

 

Спасский женский монастырь г. Кобрина

  • икона Божией Матери «Скоропослушница»

Главной святыней Спасского женского монастыря г. Кобрина Брестской области является икона Божией Матери «Скоропослушница» (греч. Γοργοεπεκοος — Горгеликус) — икона Божией Матери, почитаемая чудотворной. Первообраз хранится в монастыре Дохиар на Святой Горе Афон. Празднование — 9 (22) ноября.

Образ иконы Божией Матери «Скоропослушница» относится к типу Одигитрии (Путеводительница). Младенец, сидящий на левой руке Богоматери, благословляет правой рукой, а в левой держит свиток. Для иконы характерна обращенность правой пяточки Богомладенца к молящимся.

Список был написан в Дохиаре специально для Спасского монастыря. Имеет удостоверительную грамоту. По своей иконографии эта икона отличается от известного Афонского первообраза «Скоропослушницы». По преданию, таким список был написан «по сонному видению иноку Святой Горы», авторское клеймо которого располагается в правом нижнем углу иконы. Такой тип «Скоропослушницы» не встречается ни в Греции, ни в других странах православного Востока, поэтому в обиходе икону и называют «Кобринской Скоропослушницей».

В течение трех месяцев этот список находился в Дохиаре рядом с первообразом, наравне с последним перед ним возносились молитвы и совершались монастырские богослужения.

22 ноября 2011 года состоялось принесение этого списка с чудотворного образа Божией Матери «Скоропослушница» со Святой Горы Афон в Спасский женский монастырь г. Кобрина.

Выбор именно этой иконы был не случаен: 20 ноября 2010 года состоялось заседание Синода БПЦ, на котором было принято решение о возрождении Спасского монастыря, а 22 ноября 2010 года, в день, когда совершается празднование этой иконе, игумения Евфросиния (Куракевич) получила указ о назначении на должность настоятельницы кобринской обители. Впереди был сложный период возрождения монастыря после длительного запустения, и трудности, неизбежные в таком благом деле. Необходимо было духовное укрепление и утешение.

И Матерь Божия «Скоропослушница» приняла монастырь под свой омофор. Но как показало время, не только для насельниц обители, но для всех, «с верою призывающих Её, стала Она Предстательница, и всем притекающим к Ней являет Она милость и услышание скорое». Каждую пятницу в монастыре перед почитаемой иконой Божией Матери «Скоропослушница» совершается вечерня с акафистом нараспев. Никто не отходит от нее неуслышанным. Люди благодарят Божию Матерь за исцеление от различных болезней, зачатие и рождение здоровых детей, за помощь в сложных житейских ситуациях.

В монастыре ведется летопись событий, произошедших в жизни людей по молитвам перед сим чудотворным образом (контакты свидетельствующих находятся в обители):

  1. Младенцу Арсению при родах оторвали ручку (множественные внутренние разрывы сухожилий, нервных окончаний и т.п.). Врачи сказали, что надежды никакой – рука останется неподвижной на всю жизнь. Родные младенца молились у иконы, подавали записки на акафист. 10.06.2012 г., в день Всех Святых, бабушка Нина сообщила в монастырь, что ручка младенца приходит в движение, стала развиваться моторика. 
  2. Ирина из Кобрина зачала долгожданного ребенка. Сообщила 22.09.2013 г.
  3. Валерия из Минска, 26 лет. 5 лет в браке не было детей. В августе 2013 года приезжала в монастырь, молилась у иконы, исповедовалась, причащалась. 10 февраля 2014 года ее знакомая-кобринчанка сообщила в монастырь, что Валерия на 7-й неделе беременности.
  4. Ольга, живет в Англии, летом 2012 года гостила у матери в Гродно. Специально приезжали в Кобрин к иконе. Просила Богородицу о помощи в благополучной пересдаче экзамена для устройства на работу в Англии и о спокойном разводе с мужем-мусульманином. Получила просимое. В октябре 2012 года мать приезжала из Гродно, привезла благодарность от дочери.
  5. Мать свидетельствовала об излечении сына младенца Ярослава (6 лет) от пертеза левого тазобедренного сустава, 20.06.2013 г.
  6. Мария у иконы дала обет: если больная мама выздоровеет, пожертвовать золотые украшения. Мама к тому времени была при смерти, разговаривала с умершими родственниками, 2 раза останавливался пульс, 2 раза дочь читала «отходную». Мама Екатерина поправилась, хотя никто уже не надеялся. Дочь выполнила обет, 2012 г.
  7. Семейная пара из Кобрина, жена на 4-м месяце 3-й беременности (уже имеют двоих детей). УЗИ показало: сердце ребенка то билось, то останавливалось, младенец весь сильно отекший. Дальнейшее развитие ребенка в таком состоянии создавало серьезную угрозу жизни матери. Врачи в Минске рекомендовали сделать аборт. Мать и отец не могли на это решиться. Сразу от врачей из Минска, вечером, около 21 ч. приехали в монастырь, помолились у иконы, чтобы сотворил Господь с ними по великой Своей милости. На следующий день УЗИ в Кобрине показало: ребенок скончался сам. Матери сделали соответствующую операцию. Принесли к иконе кольцо с благодарность Матери Божией, что по Ее молитвам Господь избавил от мучений. 26.08.2012 г.
  8. Александр из Кобрина, 70 лет, рак прямой кишки (его рвало, был весь желтый). Родные готовились к погребению. После операции пошли метастазы.  Провели курс химиотерапии. Это было Великим постом 2013 г. В ноябре этого же года его невестка, принесшая дар Божией Матери, рассказала, что теперь он чувствует себя хорошо, анализы и гемоглобин в норме. А сама невестка по молитвам пред иконой зачала долгожданного ребенка. Ноябрь 2013 г.
  9. У Анны из Пружанского района обнаружили пятно на легком. Врачи готовили к операции. Во время обследования в Минске приснилась икона Богоматери – не на аналое, и не на стене висящая, а помещенная в отдельно стоящем киоте, большая. От этой иконы, от правой руки Пресвятой Богородицы исходил луч, падающий как раз на то место на груди, где было обнаружено пятно. От этого луча ощущалось тепло. Во сне Анна поняла, что это икона «Скоропослушница». Результаты дальнейших исследований и анализов показали, что необходимость в операции отпала. Приехав в кобринский монастырь, увидела, что ей приснилась именно эта икона. Ноябрь 2013 года.
  10. Анна из г. Иваново Брестской области, одна растит четверых детей. Периодически приезжала в монастырь помолиться на акафисты перед иконой Божией Матери «Скоропослушница». Когда по служебным делам ехала на машине, во время движения лопнуло колесо. Только и успела сказать: «Господи, помилуй!». Водитель остался невредим. Её саму зажало так, что сотрудникам МЧС пришлось вырезать ее из салона. Оказалась в двух местах переломана нога, и с одной стороны очень сильно стесано лицо. Во время реабилитации ей приснилась Матерь Божия с Богомладенцем на руках, сказавшая ей: «Это Я закрыла тебе висок». В благодарность привезла дар к иконе в августе 2014 г. 
  11. Ирину из Кобрина муж оставил с тремя детьми. Ранее они брали кредит на постройку дома. Муж при разводе не хотел оставлять ей дом, т.к. жилье числилось на нем, и он же выплачивал кредит. Ирина слезно просила Матерь Божию, чтобы её с детьми хотя бы не выбросили на улицу, не оставили без жилья. Обещала принести к иконе обручальное кольцо. Развод состоялся в ноябре 2014 года. Муж в итоге совершенно спокойно оставил ей с детьми весь дом. Ирина всё никак не исполняла обет. В конце концов палец, на котором она носила обещанное Богородице кольцо, сильно распух. С трудом его сняв, в марте 2015 года она принесла кольцо к иконе.
  12. У Веры из Кобрина мать в аварии поломала обе голени, фактически был разрыв всех связок, сухожилий, сосудов и проч. Дочь (кобринчанка) ходила к иконе молиться. После нескольких операций в течение 6-ти месяцев мать абсолютно выздоровела. 2016 г.
  13. Анна из Кобрина. Были тяжелые роды (ребенок не переворачивался). По молитвам родственников у иконы всё завершилось благополучно. Родилась дочка София. 2017 г.
  14. В 2017 году у Татьяны из Кобрина родился внук Лев без пищевода. Перенес не одну операцию. В январе 2018 года ему была сделана пластическая операция по созданию искусственного пищевода. Операция была очень сложная и тяжелая, состояние ребенка ухудшалось. Решено было оперировать повторно и убирать трансплантат. После слезных молитв бабушки пред кобринской иконой Божией Матери «Скоропослушница» младенец чудесным образом, на удивление врачам, пошел на поправку. Свидетельствовала об этом в 2018 году.
  15. Екатерину из Кобрина готовили к операции по удалению полипа. После молитв у иконы полип отпал сам. 17.05.2019 г.
  16. Инну из Кобрина врачи по медицинским показаниям принуждали к искусственному прерыванию беременности. Она дала письменный отказ от аборта. Усердно молилась у чтимого монастырского образа Божией Матери «Скоропослушница». В 2016 году родила здорового сына. Сообщила 04.11.2019 г.
Кнопка «Наверх»
Закрыть