Статьи

Таинство Крещения

Оглашение

Обрядовый порядок

Священник, возложив на себя епитрахиль, раскрывает младенца, держимого восприемницею, так, чтобы лицо и грудь его были открыты, и, дунув трижды крестообразно на лице его, благословляет также трижды чело и перси младенца. Потом возлагает руку свою на главу его, говоря: Господу помолимся, и читает первую молитву «оглашения» О имени Твоем Господи Боже истины… Вслед за этою молитвою, читает по порядку три «запрещения» (на нечистых духов) и четвертую молитву: Сый Владыко Господи… среди которой, на указанном месте, дует крестообразно на чело и перси оглашаемого, говоря трижды: изжени из него (из нея) всякаго лукаваго и нечистаго духа, сокрытаго и гнездящагося в сердце его (ея).

 

По возгласе четвертой молитвы, священник предлагает восприемникам с младенцем обратиться на запад (назад); они же, обратившись, трижды на вопросы священника отрицаются сатаны и потом дуют и плюют, прямо от себя.

Возрастный оглашаемый, обратившись, подымает руки вверх, как бы отревает ими от себя нечистого духа, и затем отрицается, дуя и плюя на запад(Нов. Скриж. Вен. ч. 4 г. 5 §2,12).

За сим действием снова восприемники с младенцем обращаются на восток; священник снова трижды спрашивает: Сочетаваешъся ли Христу? и один раз – Сочетался ли Христу? – после же ответов на эти вопросы, восприемники трижды читают «Символ веры», и, снова ответив на вопрос священника, предложенный трижды же: Сочетался ли Христу? – поклоняются (Там же §20) Святой Троице, произнося слова, указанные в требнике. Потом священник читает: Благословен Бог, всем человеком хотяй спастися… и заканчивает оглашение молитвою о том, чтобы Господь сподобил оглашенного принять святое крещение, а затем приступает к крещению.

Собственно крещение

Образ крещения

По заповеди Господней, крещение необходимо для всех ищущих спасения:«шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19).

Крещение должно совершаться по Господню учреждению: во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, чрез три погружения.

Крещение, совершаемое не в три лица Святой Троицы, или чрез одно погружение (а не три) не допускается (Апос. пр. 49,50).

Обливание вместо погружения может быть допускаемо только в крайних случаях; как например, когда нет достаточного количества воды, и особенно, когда крещение совершается над опасно больными и умирающими (Св. Кипр.Epist ad Magn. 26–27).

 

Время и место

Крещение должно быть совершаемо в церкви, если возможно, прежде литургии, как для того, чтобы священник совершал таинство и восприемники присутствовали при оном в воздержании от пищи и пития, чего требует святость и величие таинства, так и для того, чтобы новокрещенный мог быть приобщен Святых Таин (Номок. при бол. Треб. пр. 206. 6 Вселен. соб. пр. 50. Дух. Регл. стр. 76. Кн. о долж. пресв. §89).

Впрочем, «в нужде», когда, например, младенец слаб, или во время большой стужи, когда при том церковь в немалом расстоянии, тогда можно крестить и в доме (Кн. о долж. пресв. §83).

Крестить можно и должно во всякое время – со дня рождения младенца, чтобы когда-нибудь не случилось какой-либо задержки и чтобы кто-либо не скончался непросвещенным; ибо некрещенный не спасется (Сим.Солунск. гл.62; из Нов. Скр. ч.2, гл.6, §1).

Если бы священник во время совершения литургии был позван для крещения младенца, близкого к смерти, то и тогда он должен остановить на время службу в храме и спешить для крещения слабого младенца, если только идти для этого нужно недалеко и литургия еще не отпета до великого входа (Учит. изв. л. 18).

 

Подготовительные действия

Пред совершением крещения, посреди храма ставится купель с водою, по краям ее зажигаются три (Деян. Моск. Соб. 1667 г., гл. 2, §9) свечи. В левую сторону от купели ставится столец, на котором священник (или диакон) полагает крест, Евангелие и крестильный ящик с принадлежностями, относящимися до таинств крещения и миропомазания.

Восприемники с младенцем становятся позади купели, обратившись лицом на восток (к купели), возрастный же оглашаемый стоит впереди своих восприемников, опустив руки долу (Чинопослед. принят, иноверц.).

Если при крещении есть и восприемник, и восприемница, то последняя, обычно, держит младенца, до погружения его в воду.

 

Предметы, необходимые при крещении

Крещение должно совершаться в купели, нарочито для того устроенной из металла, с изображением внутри, на дне, креста; может быть купель употребляема и из дерева, или иного материала, могущего содержать в себе воду. Купель всегда должна быть чиста и к иному делу не должна быть употребляема (Требн. Петр. Могил. указ. пред крещ.).

Вода для крещения должна быть естественная, как-то: ключевая, речная, также морская, или полученная из снега, льда, росы, дождя и т.п. Священник должен наблюдать при этом, чтобы вода эта была всегда чиста и, кроме того, не была смешана с другою какою-либо жидкостью, как-то: вином, спиртом, духами и т.п. (Прав. Исп. Мог. о крещ.).

Совершать крещение в другой какой-либо жидкости, кроме воды, не дозволяется (Прав. Богосл. Макар. §203 о крещ.).

Подогревать воду холодную во время зимы и вообще для соответствующей теплоты не возбраняется (Инст. Благ. ст. 15).

В случае крайности, можно крестить младенца и переваренною водою, также и водою нечистою из лужи (Требн. Петр. Могил. ук. пред. крещ.).

При крещении также должна быть крестильница, т.е. ящик, в котором хранятся сосуды – один с святым миром, другой с елеем: для того и другого должны быть стручцы – особыя кисточки; в крестильнице же должны быть также губка и ножницы (Инстр. Благ. ст. 1).

Елей, употребляемый при крещении, всегда должен быть чистый, свежий и не смешанный ни с какою другою жидкостью. Нельзя для этого употреблять какое-либо масло, например, льняное, подсолнечное и даже лампадное и т.п. Всего лучше в этом случае приобретать масло прованское или оливу, которое, сообразно своему назначению, освящается молитвою, нарочито для того полагаемою в чинопоследовании крещения. Впрочем, раз освященный, таким образом, елей уже более не освящается, пока не окажется надобности употреблять другой – новый, свежий елей. Употреблять в крещении, без крайней надобности, елей, освященный на всенощном бдении, а тем более – елей, употребляемый в таинстве елеосвящения, или при освящении домов и т.п. не дозволяется (Требн. Петр. Могил. о св. мире, елее и пр.).

 

Обрядовый порядок

Приступая к крещению, священник облачается в ризы, надевает поручи и кадит вокруг купели (См. употреб. требн. чин. крещ.).

Начинает возгласом Благословенно царство. Во время ектении, следующей тотчас за возгласом, если говорит ее диакон (или после ее, когда крещение совершается без диакона), священник читает тайно до конца молитву:Благоутробный и милостивый Боже…, за нею следующую молитву читает вслух, на которой при словах: да сокрушатся под образом знамения креста…,повторяемых трижды, благословляет воду в купели тоже трижды (проводя по ней перстами крестообразно две черты: первый крест делая на поверхности воды, второй немного глубже, а третий в самой глубине (Нов. Скриж. ч. 4, гл. 6, §7) и трижды (крестообразно) дует на нее (Симеон. Солун. гл. 62 (В Нов. скр. ч. 4 гл. 6, §8)).

Этою молитвою освящается вода, следующею освящается елей, держимый в сосуде диаконом (или же держит его сам священник). Над сосудом с елеем священник предварительно трижды творит дуновение (как и над водою), трижды благословляет по верху сосуда и, «преклонив главу», читает молитву елея.

После Вонмем и Аллилуиа, поемого трижды, священник, омочив в сосуд с елеем стручец (кисточку), творит им в воде знамение креста трижды и затем сим стручцом крестообразно помазывает крещаемаго на челе, груди и междурамии, говоря: Помазуется раб Божий… во исцеление души и тела; потом помазывает уши, руки и ноги, произнося при помазании ушей: в слышании веры., – рук: руце Твои сотвористе… – ног: во еже ходити ему (ей) по стопам…

Когда помажется все тело, т.е. указанные части, священник берет младенца нагого (Сим. Солун. гл. 8) (нагим же входит в купель и взрослый крещающийся) и, обратив его лицом на восток, погружает в купель трижды. (Погружая в первый раз, говорит Крещается раб Божий, или раба Божия, во имя Отца, и, возводя из купели, добавляет, обычно – с восприемниками, повторяющими за ним Аминь. Погружая во второй раз, говорит и Сына, и, возводя из купели – Аминь.Погружая в третий раз, говорит и Святаго Духа, и, возводя из купели –Аминь). Потом без восприемников заканчивает слова: Ныне и присно, и вовеки веков. Аминь и передает младенца восприемнику, который к этому времени держит на протянутых вперед руках «ризки» – чистый кусок холста, распростертый на обе руки; сам же умывает руки и читает (сам или псаломщик) псалом Блажени ихже.. трижды. Вслед за сим священник надевает на крестившегося белую одежду и крестик (Правосл. кат. о крещ.), а псаломщик в это время поет: ризу мне подаждъ светлу…, после чего священник читает молитву о даровании крестившемуся печати дара Духа Святаго, и тотчас приступает к миропомазанию.

 

Церковные правила

Лица крещающие

Право совершать крещение принадлежит строителям тайн Божиих – священникам (Апост. прав. 46, 47, 49, 50).

Если бы представилась необходимость безотлагательно крестить младенца, при опасении за его жизнь, а местный священник не может почему-либо прибыть в нужной скорости, в таком случае ни один священник не вправе отказаться от совершения крещения (Уст. Дух. Консист. ст. 97).

В случае крайности, когда готовящемуся к крещению грозит смертная опасность, за отсутствием священника, могут совершить крещение и миряне; при этом требуется только: а) чтобы крещающий был православный, б) чтобы точно произносил форму крещения при троекратном погружении и в) если за сим крещающийся чрез мирянина будет жив, то крещение над ним должно быть дополнено молитвами и обрядами, относящимися к крещению (Номок. в, бол. треб. 204, 205. Книг, о долж. пресв. §84).

На такой случай, в требнике Петра Могилы имеется правило: «аще тамо будет священник, он да крестит, а не диакон; аще же диакон, он, а не иподиакон; аще же кой-либо буди от клирик, он, а не простец; аще муж, он, а не жена. Разве точию студа ради, достоит жене паче, неже мужу крестити младенца, или аще жена лучше умети будет изрещи форму крещения и водою облияти» (Требн. Петр. Могил. л. 8).

Для предупреждения случаев смерти детей без крещения, священник должен научать своих прихожан и в особенности женщин, служащих при рождении, тому, как они должны поступать в случаях близкой смерти младенцев, т.е. чтобы они знали совершительную форму крещения и могли бы сами совершить крещение над опасным младенцем, а также увещевать их, дабы в таких случаях немедленно давали бы ему знать (О долж. пресв. приход. §84).

 

Лица крещаемые

Младенцы. Все дети православных родителей должны быть крещены по рождении своем (Карф. соб. пр. 124).

Подкидыши, о которых с достоверностью не известно – крещены ли они, или нет, каждый раз, когда не обретается достоверных свидетелей, утверждающих, что младенцы крещены, и, когда сами они, по малолетству, не могут дать потребный ответ о преподанном им таинстве, должны быть без всякаго недоумения крещаемы, чтобы чрез такое недоразумение они не были лишены очищения чрез это таинство (VI Вселен. соб. пр. 84. Карфаг. пр. 83. Кн. о долж. пресв. §86).

Если бы при таких детях нашлась записка, в которой говорилось бы, что дитя крещено; но не было бы указано – ни священника, который крестил, ни места, ни времени – где и когда совершено крещение, т.е. не было бы никакой возможности навести справку и удостовериться в справедливости того, что сказано в записке, в таком случае непременно должно совершить крещение над найденным младенцем (Карфаг. соб. пр. §3. VI Всел. 84. Кн. о долж. пресв. §86).

Вообще, в сомнительных случаях подобного рода, т.е. когда с достоверностью нельзя определить, что младенец крещен, или не крещен, должно крестить его в условной форме: Крещается раб Божий (или раба Божия), аще не крещен есть, во имя Отца, и т.д. (Требн. Петр. Могил, о крещ. Кн. о долж. пресв. §86).

Если родители-нехристиане обращаются в христианскую веру, то с ними крестятся и дети их (VII Всел. соб. пр. 8. С. 3. т. XIV Уст. о пред. и прес. прест. ст. 97).

Православный священник может крестить детей иноверных родителей, также и раскольников, по их желанию, но не иначе, как по отобрании от них подписи в том, что они будут воспитывать сих детей в духе и правилах православного исповедания, и сия подписка представляется епархиальному преосвященному (Уст. Д. Конст, ст. 28 Ук. Св. Син. 1862 г. 13 Map. №1085).

Взрослые. Относительно возрастных, ищущих святого крещения, должна быть соблюдаема предосторожность, чтобы не допускать к таинству крещения таких, которые неискренно обращаются к вере и, оставаясь по духу язычниками, или иудеями, притворно, по какой-либо нужде или по каким-либо выгодам просят крещения (II Всел. соб. пр. 7. VI-95. VII-8 Кн. о долж. пресв. §81 и др.).

Вообще же, правилами церковными положено, чтобы, исключая случаи необходимости, не спешить крещением возрастных, и присоединять их к Церкви не иначе, как после самого строгого и тщательного испытания их образа мыслей, намерений и всей прежней жизни; также после достаточного наставления их в вере и благочестии (Всел. соб. пр. 2, VI всел. пр. 78. Чин прим. инов.). Такое наставление известно в Церкви под именем оглашения.

Оглашаемые, прежде крещения их, должны быть испытаны от епископа, или кому он поручит, насколько они успели, в период оглашения, в познании веры, в чувствах благочестия, в заучении молитв и в знании ответов, которые должны быть даны ими при самом совершении крещения (Лаодик. соб. пр. 46.VI всел. пр. 78).

Со дня оглашения – первого дня, в который дается имя христианское иноверцу (иудей, магометанин или язычник), ищущий крещения, обыкновенно в продолжении 40 дней, под руководством священника должен изучать христианскую веру и по 40 днях креститься. Впрочем, это время может быть сокращено или увеличено, смотря по успехам и поведению оглашенного (Чин прин. иноверц.).

Если оглашенный, во время приготовления к крещению, впадет в тяжкий грех, то крещение его должно быть отложено до раскаяния его и исправления. Но если и затем снова впадет в тяжкий же грех, то должен быть удален от Церкви (Неокес. соб. пр. 5).

Удаление таковых от Церкви в этом последнем случае должно продолжаться три года, а по истечении трех лет, они могут быть крещены (1Всел. соб. пр. 14).

Но если до истечения этого срока оглашенный будет находиться в смертной опасности, то должен быть крещен (Кирил. Алексан. 5). При этом наблюдается – во-первых, чтобы к крещению таких лиц приступать по надлежащем удостоверии в том, что они не находятся в состоянии безпамятства, лишающего их возможности с сознанием и разумением выразить свою волю, и во-вторых – чтобы о совершении крещения по нужде было безотлагательно доносимо епархиальному начальству (Уст. Д. Консист. ст. 31).

Больные. Сокращается также и вообще не обязателен этот срок для больных, которые, «и мало что научившись о Святой Троице и о Христе Иисусе», могут быть крещены; но по выздоровлении они обязаны восполнить свои познания о православной вере (Кн. о долж. пресв. §51. Чин прин. инов. Лаодик. соб. пр. 47. Ук. св. Син. 1849 г. 20 февр.).

Больные, которые сами за себя не могут отвечать (по слабости, лишению языка и пр.), да будут крещены, если, по их желанию, будут отвечать при крещении другие под собственною ответственностию в том, что крещающийся искренно обращается к христианской вере (Карфаг. соб. пр. 54).

Женщины, в дни обычного им очищения, не должны быть крещаемы до окончания очищения (Тимоф. Алексан. пр. 6); но беременность не препятствует хотящим креститься (Неокес. соб. пр. 6).

 

Иноверцы

Священники сами, без разрешения от своего епархиального начальства, не могут приступать к принятию иноверцев – евреев, магометан и язычников. Но епархиальное начальство, смотря по обстоятельствам, дозволяет крещение иноверцев и без особого на всякий раз разрешения, или же требует, чтобы испрашивалось предварительно разрешение от него (Ус. Д. Конс. ст. 31. Ук. св. Син. 1849 г. 30 Февр.).

Над малолетними евреями, магометанами и язычниками, не достигшими четырнадцатилетнего возраста, совершается таинство святого крещения не иначе, как с согласия их родителей, или опекунов, изъявленного письменно. Изъятия из сего правила могут быть допускаемы лишь по усмотрению важных к тому причин, с резрешения Святейшего Синода (Ук. св. Син. 1849 г. 20 Февр. Уст. Дух. Коне. ст. 31).

Над иноверцами, достигшими уже четырнадцатилетнего возраста, таинство святого крещения может быть совершаемо и без согласия их родителей или опекунов, если будет с совершенною достоверностью приведено в известность, что сами обращающиеся желают и требуют присоединения к Церкви Православной и что они имеют достаточные сведения в ее догматах и учении (Ук. св. Син. 1849 г. 20 Февр.).

Не достигшие совершеннолетия, т.е. двадцати лет с годом, иноверцы, которые готовятся к святому крещению, наставляются во всех существенных основаниях веры в течении шести месяцев; для наставления же иноверцев совершеннолетних (от 21 года) оставляется в своей силе древний сорокадневный срок с допущением, как прежде, и теперь более краткого срока по нужде и смотря по успехам наставляемых как совершеннолетних, так и не достигших совершеннолетия (Там же).

Раскольников, обращающихся к Православной Церкви, которые уже крещены были в расколе, не должно крестить снова, но если крещение над ними было совершено «от мужика проста», то они, должны быть крещены православным священником «за неизвестие перваго крещения» (Синод, указ. 1722 г. В том и другом случаях они также должны быть записаны в метрич. книгу. Уст. Д. Консист. ст. 22).

 

Восприемники

При крещении как младенцев, так и возрастных необходимо должны быть восприемники (Const apost 3. 16, св. Дион. Ареоп. De eccl. bapt. cap. 2 Тертул. о крещ. 8. Прав. катих. 81 стр. Треб. крещ. и пр.).

При крещении возрастных, восприемники служат свидетелями и поручителями веры и обетов крещаемого и, таким образом, устраняют в крещении их всякий обман, подлог, лицемерие и пр., и отвечают на вопросы при крещении за таких, которые, по болезни, не могут давать ответов сами за себя (VI всел. соб. пр. 59. VII всел. соб. пр. 14. Карф. пр. 54).

При крещении детей, восприемники произносят за них исповедание веры и необходимые ответы, а в последствии обязаны принять на себя попечение о их духовном воспитании, т.е. утверждении их в вере и благочестии (О долж. пресв. §87 прав. Кат. 81, стр. и пр.).

Восприемников обыкновенно бывает два: мужщина и женщина. Впрочем, их может быть и больше; но все другие лица, кроме первой пары, считаются уже не восприемниками, а свидетелями крещения (Синод, ук. 1834 г., 18 Июн.).

В случае же нужды, при младенце мужского пола довольно одного только восприемника, и при младенце женского пола – одной только восприемницы; наконец, в нужде смертной крещение может быть совершаемо даже и без восприемников (Болъш. треб. указ. пред крещ. Л. 7 на обор.).

Восприемниками могут быть только лица православнаго исповедания и «знающие нужные члены веры ко спасению; понеже восприемник зде держит лице крещаемаго и обеты за него Богу творит» (О долж. пресв. приходск. §80).

Если же по причинам «политическим» случилось бы быть и иноверному лицу восприемником, то он обязан читать Символ веры Православной Церкви (Там. же, примеч. 2-е.).

 

Не должны быть восприемниками:

-несовершеннолетние — (церковное совершеннолетие для мужчин 15 лет, для женщин 13 лет (Син. указ. 1837 г., 27 Авг.)).

-монахи и монахини (Номок. при бол. треб. Синод. у к. 1844 г., Окт. 17).

Муж и жена не могут быть восприемниками одного младенца, но у одних родителей могут воспринимать разных детей разновременно (Там же. Указ. св. Син. 17 Окт. 1884 г.).

Отец и мать не могут быть восприемниками своего дитяти, в противном случае супружество их должно быть расторгнуто (Номок. пр. 209).

Источник
Протоиерей Николай Касьянович Сильченков: "Практическое руководство при совершении приходских треб"
Показать больше
Back to top button