1030 летие Православия на белорусских земляхНовости епархииСвятые земли БелорусскойСобытия

Икона собора Белорусских святых. История одного образа

В церковной истории можно встретить немало примеров споров, возникавших между святыми людьми. Достаточно вспомнить Нила Сорского и Иосифа Волоцкого. Каждый из них, безусловно, был в той или иной степени прав. Но не об этом сейчас.

Икона “Собор Белорусских святых” 1913г.

 

Икона “Собор Белорусских святых” 1913г.

В истории Белорусской Православной Церкви также есть несколько курьезных ситуаций, связанных со спорами или, вернее сказать, с дискуссиями.

Одна из них связана с возникновением иконы в честь всех Белорусских святых.

На сегодняшний день есть несколько версий ее написания. Самый первый образ, ставший прообразом иконы Белорусских святых, был написан по благословению священномученика Митрофана (Краснопольского), епископа Минского и Туровского 1912 – 1916) в далеком 1913 г.

На нем в центре композиции помещалась Минская икона Божией Матери, внизу же были изображены святители Кирилл и Лаврентий Туровские, между которыми находился мученик-младенец Гавриил Слуцкий (Белостокский). 

Икона “Собор Белорусских святых” 1984г.

Икона “Собор Белорусских святых” 1984г.

Спустя чуть более семидесяти лет, в 1984 году, когда был учрежден праздник Собора Белорусских святых, к первоначальной композиции добавилось еще несколько персонажей.

На иконе 1984 г. уже помещались: преподобномученик Афанасий, игумен Брестский; преподобномученик Макарий, игумен Пинский; преподобный Елисей Лавришевский; святитель Лаврентий, епископ Туровский, затворник Печерский; святитель Симеон, епископ Полоцкий; благоверный великий князь Ростислав (Михаил) Киевский (Смоленский); блаженная София (Олелько), княгиня Слуцкая; мученик младенец Гавриил Слуцкий (Белостокский); святитель Кирилл, епископ Туровский; преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая; святитель Мина, епископ Полоцкий; блаженный Мартин Туровский; святитель Дионисий, епископ Полоцкий; праведная Иуалиания, княгиня Ольшанская.

Икона “Собор Белорусских святых” 2016г.

Икона “Собор Белорусских святых” 2016г.

На протяжении еще пары десятилетий икона была расширена до 79 ликов, помещенных на ней.

Но по-прежнему в центре композиции лики первых попавших на нее святых оставались неизменными.

Как рождалась эта икона?

В Минских епархиальных ведомостях в № 24 за 1913 год содержится весьма интересный протокол, посвященный рождению этого образа.

Протокол этот представляет из себя стенограмму самого первого заседания членов Минского Свято-Николаевского православного братства, созданного по инициативе епископа Митрофана в том же 1913 г.

Съезд братчиков состоялся 22 – 24 октября 1913 г.

Примечательно, что первое заседание братства и было как раз посвящено обсуждению вопроса, связанного с почитанием местных святых и написанию их общего образа.

На съезде братства, кроме епископа Митрофана, присутствовали: викарий Минской епархии, епископ Слуцкий Феофилакт (Клементьев), настоятель Слуцкого Троицкого монастыря архимандрит Афанасий (Вечерко), архимандрит Пинского Богоявленского монастыря Кирилл (Свидерский), священник Иоанн Пашин и члены Совета Братства: ректор семинарии протоиерей Иоанн Язвицкий, кафедральный протоиерей Димитрий Павский, инспектор семинарии А. М. Панов, товарищ председателя С. А. Некрасов.

Если обратить внимание на список присутствующих участников, то среди них легко можно заметить имена некоторых будущих новомучеников нашей Церкви.

Это епископ Митрофан (Краснопольский) со своими сподвижниками, клириками Минской епархии, священником Иоанном Пашиным и протоиереем Дмитрием Павским.

Между присутствующими членами братства завязался диспут, касающийся композиции иконы и святых, планируемых быть на ней изображенными.

Нужно заметить, что изначально икона планировалась как местночтимый образ Минской епархии и не более того. Ни о каких более грандиозных масштабах ее почитания первоначально речи не шло.

Будущий священномученик Иоанн (Пашин) предложил включить в икону лик святителя Макария, митрополита Киевского, мученически окончившего свою жизнь от рук перекопских татар на территории тогдашней Минской епархии в д. Скрыгалов (ныне Мозырский район, Гомельской области).

«Тело его находится в Киеве, а голова скрыта в Скрыгалове. Празднуют память этого святителя 1 мая и к этому дню сюда стекаются тысячи богомольцев. Я бы и осмелился просить Преосвященнейшего Владыку причислить к нашим местным святым и митр. Макария» – аргументировал иерей Иоанн.

На этот аргумент священник получил твердое возражение со стороны епископа Митрофана и членов братства.

Отказ был мотивирован тем, что святитель Макарий на территории Минской епархии был только проездом, если следовать этой логике, то в икону необходимо было бы включить и изображение святителя Димитрия Ростовского, который некоторое время проживал в Слуцке, «где даже имеется его колодец».

Так в этом совсем небольшом диспуте была поставлена точка.

Следует отметить, что сама идея создания иконы была обусловлена померкшей народной памятью о своих местных святынях и святых. Судя по дошедшим до нас сведениям, священномученик Митрофан (Краснопольский) этим печальным фактом был весьма озадачен и во что бы то ни стало решил оживить их почитание среди народа.

Примечательна мысль епископа Митрофана, что в забвении святынь и святых виноваты «тяжелые исторические условия, в которых был наш край в течение нескольких столетий, жестокие преследования, которым подвергались православные со стороны католиков и униатов», которые в свою очередь «в значительной степени вытравили из сознания местного православного населения память о местных святынях».

К вопросу об установлении общего дня празднования для этих святых в ходе дискуссии Преосвященный Митрофан занял твердую позицию, сказав, что «установление общего праздника неприемлемо» также, как и навязывание отдельных дат их празднования повсеместно в приходах Минской епархии. И особенно посредством циркуляров, т.к. этот путь заведомо провален. «Циркуляр может достигнуть силы и цели лишь тогда, когда находит для себя отзвук в общем сознании», – говорил епископ.

Действовать по мысли святителя следует путем «снизу». В начале необходимо сделать все возможное для пробуждения народного сознания к идее прославления местных святых.

«Следует пока ограничиться распространением житий и икон, наречением имен их при крещении, посвящением храмов в честь их, открытием отделов Братства в честь их, устройством крестных ходов» – говорил священномученик. А уж потом люди сами захотят праздновать их память.

На этом братском съезде было принято несколько важных решений, касающихся проблем с возрождением почитания святых.

 В итоге, как мы знаем, икона была написана.

Промыслительно, что на эту икону в дальнейшем все же попало изображение священномученика Макария, митрополита Киевского. Попал также и лик самого епископа Митрофана (Краснопольский) с его сподвижниками, священномучениками Иоанном Пашиным и Дмитрием Павским.

Так и закончился спор святых об иконе, на которую они же сами позже и попали.

Спустя семь десятилетий икона, вызвавшая споры, но все же появившаяся на свет Божий, была расширена, включив в себя лики всех Белорусских святых и став главной иконой Белоруской Православной Церкви. В 1984 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Пимена (исх. № 481 от 3 апреля 1984г.) в ответ на рапорт митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеев, +2021), празднование Собора Белорусских святых установлено 3 апреля 1984 г. и определено совершать празднование Собора всех Белорусских святых в 3-ю неделю по Пятидесятнице.

Первоначально в Собор Белорусский святых по инициативе будущего первого Патриаршего Экзарха всея Беларуси, митрополита Филарета (Вахромеев), было включено 13 угодников Божиих, чья жизнь и подвижническая деятельность протекали на исторической территории Беларуси. В этот собор вошли:

1.       Преподобномученик Афанасий, игумен Брестский (+1648 г.);

2.       Преподобномученик Макарий, игумен Пинский (+1678 г.);

3.       Преподобный Елисей Лавришевский (ок. +1250 г.);

4.       Святитель Лаврентий, епископ Туровский, затворник Печерский (+1194г.);

5.       Святитель Симеон, епископ Полоцкий (+1289 г.);

6.       Благоверный великий князь Ростислав (Михаил) Киевский, (Смоленский) (ок. +1167 г.);

7.       Блаженная София (Олелько), княжна Слуцкая (+1612 г.);

8.       Мученик младенец Гавриил Белостокский, Слуцкий (+1690 г.);

9.       Святитель Кирилл, епископ Туровский (+1183 г.);

10.     Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая (+1173 г.);

11.     Святитель Мина, епископ Полоцкий (+1116 г.);

12.     Блаженный Мартин Туровский (+1150 г.);

13.     Святитель Дионисий, епископ Полоцкий (+1182 г.).

В последующие десятилетия состав Собора постепенно увеличивался. В Белорусской Православной Церкви за прошедшие фактически 30 лет со дня установления празднования Собора и до сегодняшнего дня прошло 37 канонизаций.

По материалам сайта Гомельской епархии.