Распространение христианства в западно-русских землях Древней Руси началось задолго до ее Крещения в 998 году. История эта связана со святым апостолом Андреем Первозванного.
В земли Белой Руси — в Полоцкое княжество вера Христова шла через прямые контакты с Византией и Скандинавскими странами. Однако решающим фактором стало крещение князя Владимира и киевлян в 988 году. После этого христианство приняла высшая знать Полоцка — приближенные князя Изяслава (сына святого равноапостольного Владимира).
Эта дата и стала началом Полоцкой епархии и Православной Церкви в Беларуси. Духовную жизнь в Белой Руси XII века формировали столпы веры и великие подвижниках Православия, преподобная игумения Евфросиния, основательница Спасского монастыря в Полоцке (+ 1173 г. в Иерусалиме), святители Полоцкой епархии Мина (+ ок. 1116 г.), Дионисий (+ ок. 1182 г.), Симеон (+ ок. 1280 г.), Туровский святитель Кирилл (+ ок. 1182 г.) — образованнейший человек своего времени, избранный за мудрость и благочестие на епископскую кафедру и получивший еще при жизни имя «Златослова».
В XII веке Русь постигло величайшее бедствие: нашествие монголо-татарского полчища Батыя «Татарское иго».
Киевская митрополичья кафедра до XIV века была единой для православных Восточной и Западной Руси. Под влиянием политических обстоятельств единая на Руси Церковь в XV столетии разделилась на две митрополии, каждая из которых считала себя воспреемницей древней Киевской кафедры.
В 1316 или 1317 году Константинопольский Патриархат учредил самостоятельную Литовскую митрополию. Однако уже в 1328 году Московский митрополит всея Руси Феогност просил Константинопольского Патриарха не назначать в Литовскую митрополию особого правящего архиерея, ибо Московский Владыка вместе с Великим князем Иваном Калитой стремился объединить Русь под одним святительским омофором и единой княжеской властью.
После кончины митрополита Московского и всея Руси Феогноста в 1353 году, Великий князь Ольгерд уже через год добился открытия Литовской митрополии. Константинопольский Патриарх сделал это для предотвращения возможных смут и междоусобной войны между Литовскими и Московскими Великими князьями.
В 1382 году сын Ольгерда Ягайло принял престол Польских королей, женившись на польской королевне. Папа Римский благословил этот брак при условии, что Ягайло примет римо-католичество и приведет свой народ под власть Ватикана. Ягайло не замедлил принять это условие и, по договору с поляками, объявил римо-католичество государственной религией, а Православную Церковь лишил покровительства государства.
Однако милость Божия не оставляла православных жителей Белорусских земель, и накануне суровых испытаний, постигших Православную Церковь в XVI — XVII веках, две чудовторные иконы Пресвятой Богородицы были явлены на земле Белой Руси. В 1470 году в ветвях дикой груши дети обрели каменную иконы Божией Матери, получившей название Жировицкой, а 40 лет спустя в 1500 году жители Минска обрели образ Приснодевы Марии на водах реки Свислочь Со времени рокового введения династической унии в 1386 году положение православных постоянно ухудшалось из-за деятельности светской и духовной властей в угоду папскому престолу.
В 1591 году на тайной встрече несколько епископов решили подготовить присоединение православных епархий к Римо-Католической Церкви. Не поставив в известность ни духовенство, ни паству, они обратились к королю за содействием в путешествии в Рим для утверждения унии. 23 декабря 1595 года в большой зале папского замка происходило торжественное заседание Священной коллегии, во время которого двое униатов присягнули от своего имени и от лица остальных западнорусских архиереев на вечное присоединение Православной Церкви в Великом княжестве Литовском и Польше к Церкви Римской.
6 октября 1596 года в Бресте униаты и православные собрались в Бресте, но в разных местах: униаты — в кафедральном соборе, а православные — в частном доме..
Уния утвердилась на Белой Руси на 243 года. Единственной православной епархией в период с 1633 по 1793 год была Могилевская (Белорусская) епархия с кафедральным центром в Могилеве-на-Днепре.
В 1632 году Москва выступила войною против Польши. Новоизбранный король Владислав IV был вынужден признать за православными гражданами королевства право иметь свой епископат. В 1775 году на Могилевскую кафедру был посвящен архимандрит Георгий Конисский (+1795 г.), ректор Киево-Могилянской Академии. Он открыл в Могилеве Духовную семинарию и организовал в Архиерейском доме типографию.
После разделов Речи Посполитой (1772 — 1795 гг.) начался процесс возвращения униатов в Православную Церковь.
В феврале 1839 года в Полоцке униатскими епископами было составлено соборное постановление о воссоединении униатов с Православной Церковью. Торжество Православия в Беларуси состоялось 25 марта 1839 года.
А. Соколовский