Обретение мощей священномученика Сергия Флоринского (Ракверского)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о канонизации священномученика протоиерея Сергия Флоринского (1873-1918)
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
ХХ век поистине стал для нашей Церкви веком мучеников и исповедников, пострадавших в годы богоотступничества, гонений, попрания святынь нашей Православной Веры. И прославлен он был целым сонмом людей, которые, руководствуясь словами апостола Павла «Живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем» (Рим. 14, 8), не пожалели своих жизней ради Церкви Христовой, ради Святого Православия. Их подвижническая жизнь и мученический подвиг – на все времена видимый пример для потомков, их молитвы пред престолом Божиим – великая милость, их прославление – торжество для всей полноты Православной Церкви.
Священномученик Сергий Федорович Флоринский родился в Суздале в семье священника. После окончания Владимирской семинарии работал в Яксаевском земском училище Суздальского уезда, а в 1900 году, распоряжением отца протопресвитера военного и морского духовенства, определен на вакансию священника к церкви 151-го пехотного Пятигорского полка. Здесь он своим ревностным служением и прекрасными человеческими качествами снискал любовь и уважение у всех солдат и сослуживцев.
В 1917 году отец Сергий переведен на священническую вакансию в 29-й полевой госпиталь, который располагался в Эстляндии, в городе Везенберге (современный Раквере), где и принял мученическую кончину.
Синодальная Комиссия по канонизации святых, рассмотрев благочестивую жизнь и пастырское служение протоиерея Сергия и удостоверившись в его подвиге как мученичестве за Христа, не нашла препятствий к его канонизации.
Настоящим определяем:
- 1. Причислить протоиерея Сергия к лику священномучеников для общецерковного почитания.
- 2. Честные останки священномученика Сергия, обретенные на раквереском городском кладбище, именовать святыми мощами и воздавать им должное поклонение.
- 3. Память священномученику Сергию праздновать 17/30 декабря.
- 4. Службу новопрославленному священномученику Сергию после дня прославления отправлять общую по чину священномучеников и благословить составление особой службы.
- 5. Писать новопрославленному священномученику Сергию икону для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора.
- 6. Напечатать Житие священномученика Сергия для назидания в благочестии чад церковных.
Предстательством и молитвами священномученика Сергия Господь да укрепит веру православных христиан и ниспошлет им Свое благословение.
+ АЛЕКСИЙ Патриарх Московский и всея Руси
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Святейшего Патриарха и Священного Синода от 24 апреля и 17 июля 2002 года Журнал № 35
Слушали: Доклад Преосвященного Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви.
Справка: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских).
Постановили:
- 1.Одобрить доклад Преосвященного Митрополита Ювеналия.
- 2.Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена подвижников, материалы о которых представлены:
…
от Петербургской епархии:
протоиерея Сергия Флоринского (1873 – 30.12.1918)
… - 3.Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы.
Обретение мощей священномученика Сергия Флоринского (Ракверского)
По благословению и под руководством высокопреосвященнейшего Корнилия, митрополита Таллиннского и всея Эстонии, 2 июля 2003 г. на месте захоронения священномученика Сергия на центральном кладбище г. Раквере были произведены раскопки. Раскопки состоялись в день памяти апостола Иуды, брата Господня, и святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси.
В раскопках принимали участие: священник Александр Лебедев (настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Раквере), священник Борис Мерлин (настоятель Свято-Троицкого храма г. Тюри), священник Николай Терентьев (благочинный Ида-Вируского уезда, настоятель храма г. Силламяэ), священник Виталий Гаврилов (настоятель храма иконы Божией Матери «Нарвской» в г. Нарве), священник Алексий Колосов (настоятель прихода великомученика Пантелеимона г. Палдиски), диакон Андрей Килин (Нарвский Собор Воскресения Христова), Сергей Беляев (археолог, старший научный сотрудник Института Общей Истории РАН), комиссия от городской управы г. Раквере в составе 4 человек.
Раскопки начались в 9.45 утра. Отслужили молебен святому и при непрерывном чтении священниками Евангелия производили раскопки. Работа шла медленно в связи с наличием большого количества корней от растущих рядом деревьев. Некоторые корни приходилось рубить или пилить достаточно долго. Изначально было опасение, что захоронения людей, памятники которым находились рядом с могилой священномученика, могут оказаться над захоронением святого. Однако, уже через некоторое время стало ясно, что эти опасения не оправдались, т.к. грунт был однородный, без следов примесей позднейших захоронений.
В 11.40 в земле, вынутой из могилы обнаруживается большая щепка от гроба с украшениями. Начали копать очень осторожно, чтобы не повредить гроб.
Около 13.00 дошли до верхней части гроба и начали обкапывать его по бокам. Вскоре все присутствующие стали свидетелями благодатного благоухания, распространившегося вокруг могилы священномученика Сергия.
В 14.30 археолог Сергей Алексеевич Беляев спускается в могилу и осторожно начинает снимать верхний слой грунта над гробом. Ему помогают трое священников, которые шпателем и кисточкой, а позднее и руками, с трех сторон очищают мощи.
В 15.15 расчистили изображение херувима на крышке гроба.
Между 15.30 и 16.00 произвели основную очистку верхней части захоронения. Глазам присутствующих открывается рука священномученика с крестом. Видны части облачения на теле, вырисовываются контуры головы. Не остается сомнений, что перед нами мощи священномученика. Владыка Корнилий благословляет пропеть тропарь и величание святому Сергию. Дальнейшую очистку мощей решено провести в храме после их подъема, переноса и просушки.
С 16 часов удлиняли раскопанную могилу для того, чтобы поднять мощи.
В 17.30 подняли мощи на поверхность земли.
18.00 — 18.35: при пении величания святому перевезли святые мощи в храм Рождества Пресвятой Богородицы г. Раквере и установили на горнем месте в алтаре.
В 18.35: молебен перед обретенными мощами священномученика Сергия.
Вечером во всем храме стояло благоухание, подобное запаху мира.
17 июля 2002 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви протоиерей Сергий Флоринский был сопричислен лику святых (собора Новомучеников и Исповедников Российских) от Санкт-Петербургской епархии. После этого события настоятель церкви Рождества Пресвятой Богородицы г. Раквере иерей Александр Лебедев известил епархиальное управление Эстонской Церкви о том, что на городском кладбище им была обнаружена могила с дубовым крестом, на котором имелась надпись «Протоиерей Сергий Флоринский». Глава Эстонской Церкви митрополит Корнилий распорядился создать комиссию по открытию честных останков сщмч. Сергия Флоринского. 2 июля 2003 года созданная комиссия положила начало изыскательским работам на месте захоронения, и уже 22 июля она завершила свою деятельность. Честные останки были подняты из-под земли, очищены от песка, просушены и перенесены на горнее место Ракверского храма. В ходе проведенных работ выяснилось, что большая часть тела убиенного пастыря оказалась нетленной. Было обнаружено, что «череп хорошей сохранности с остатками кожи и волос на теменной и затылочной частях», сохранились также «фрагменты кожи на лицевой части черепа и фрагменты усов. <…> Мышцы и связки шеи сохранены. <…> Пояс верхних конечностей (ключица и лопатки) сохранен и покрыт кожей, покрыта кожей грудная клетка и руки. Свободная часть верхних конечностей (руки) в целостности, покрыты кожей темного цвета и сложены на груди. <…> Кожа верхних 2/3 живота сохранилась, далее отсутствует. <…> Поясничный отдел позвоночника цел, сохранилась и кожа спины. Тазовые кости сохранены, сзади и по бокам покрыты кожей. <…> Тазобедренные и коленные суставы связаны сухожилиями и покрыты кожей, не отделяются. <…> На ногах сохранены остатки брюк, неотделимые от кожи»[12]. Следует сказать и том, что в самый день положения мощей сщмч. Сергия в Ракверском храме по всей церкви раздалось сильное благоухание, ощущавшееся не только членами комиссии, но и представителями городских властей, присутствовавших при поднятии из-под земли честных останков новомученика. Продолжалось это благоухание до следующего дня.
13 сентября сего года состоялось торжественное прославление обретения честных останков сщмч. Сергия. В этот день в Ракверском Рождества Богородицы храме состоялась Божественная литургия, возглавляемая митрополитом Корнилием. Эстонскому архиерею сослужил сонм пастырей Эстонской Церкви. Во время литургии было зачитано определение Святейшего Патриарха Алексия о честных останках сщмч. Сергия. После малого входа обретенные мощи убиенного пастыря были обнесены вокруг храма и помещены в приготовленную раку, расположенную у левого столпа храма. На эти торжества по приглашению Эстонского митрополита Корнилия и по поручению петербургского митрополита Владимира прибыл иеромонах Нестор (Кумыш). По окончании Божественной литургии по поручению митрополита Корнилия настоятель Ракверского храма передал через иеромонаха Нестора в дар Санкт-Петербургской епархии частицу мощей сщмч. Сергия. По доставке мощей в епархию Владыка Владимир распорядился поместить их в Николо-Богоявленский Морской собор, как храм, окормлявший и окормляющий военных моряков Российского флота. Для этой цели митрополит Владимир велел написать икону сщмч. Сергия с ковчегом, чтобы поместить в него привезенную часть мощей новопрославленного пастыря.