О правах родителей в сфере заботы о здоровье ребенка и иммунопрофилактики
Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства выступила с заявлением «О правах родителей в сфере заботы о здоровье ребенка и иммунопрофилактики».
В адрес Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства поступают обращения с просьбой прокомментировать публичное обсуждение мер, предлагаемых отдельными законодателями, представителями государственных ведомств и специалистами в целях повышения охвата населения, прежде всего детей, профилактическими прививками.
В последнее время на мероприятиях высокого уровня для публичного обсуждения были предложены, в частности, следующие меры:
- ограничение права родителей на информированное добровольное согласие на проведение профилактических прививок детям или отказ от них;
- ограничение прав непривитых детей на посещение занятий в образовательных организациях;
- введение для детей обязательных прививочных паспортов (в том числе электронных) и фиксация в них причин отказа от тех или иных прививок;
- ограничение распространения информации, критической по отношению к вакцинопрофилактике.
В связи с этим Патриаршая комиссия считает необходимым заявить следующее:
«Православная Церковь с неизменно высоким уважением относится к врачебной деятельности, в основе которой лежит служение любви, направленное на предотвращение и облегчение человеческих страданий»[1]. Благодаря достижениям медицинской науки, в том числе в области профилактики, стали возможны предупреждение и лечение многих болезней, а также серьезное облегчение страданий, которые они приносят людям.
Церковь не оценивает эффективность и степень риска побочных эффектов тех или иных конкретных медицинских вмешательств и препаратов. Такая оценка — предмет исследований, основанных на научных стандартах доказательности, и свободной академической дискуссии специалистов. Вместе с тем, «Церковь предостерегает от попыток абсолютизации любых медицинских теорий»[2], напоминая о том, что научные взгляды развиваются и всегда открыты для обоснованной критики, которая вполне может приводить к коррекции, а иногда и пересмотру привычных представлений.
При этом Церковь не может устраниться от оценки нравственных аспектов этой сферы человеческой деятельности. Ее позиция, в частности, основана на следующем принципе: «Взаимоотношения врача и пациента должны строиться на уважении целостности, свободного выбора и достоинства личности. Недопустима манипуляция человеком даже ради самых благих целей»[3].
В первую очередь, забота о благе детей, включая и их здоровье, вверена Богом их родителям. Государство и общество должны уважать это преимущественное право и ответственность родителей, исходя из презумпции их добросовестности. Именно родители должны принимать решения, связанные с воспитанием детей, их обучением и заботой об их здоровье. Исключением из этого принципа могут являться лишь заведомо злонамеренные или преступные действия родителей.
Уместно напомнить, что признание в правовых системах различных стран необходимости информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и права на отказ от него стало следствием осуждения в Нюрнбергском процессе преступлений нацистов, в том числе принудительных врачебных манипуляций и экспериментов, проводившихся ими над людьми. С тех пор уважение к этим этическим и правовым принципам стало привычным признаком каждого нормального общества.
Эти принципы признаются российским правом. В целом ряде федеральных законов провозглашается право родителей давать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в отношении своих детей, включая и профилактические прививки, или отказываться от него[4].
Общеизвестно, что наряду с риском инфекционных заболеваний существует также риск осложнений, в том числе и серьезных, вплоть до летальных исходов, в результате проведения профилактической прививки. В такой ситуации именно сам пациент, а в случае ребенка — его родители должны делать свой выбор в каждом конкретном случае, приняв во внимание советы и рекомендации специалистов, а также иную информацию. Никто не вправе делать этот выбор за них, даже руководствуясь по-своему понимаемым благом ребенка.
Патриаршая комиссия считает, что:
- Родители должны сохранять право принимать информированные решения в отношении охраны здоровья своих детей, включая и проведение профилактических прививок, не подвергаясь какому-либо давлению. Преследование родителей за использование этого права недопустимо.
- Родители не должны как-либо принуждаться к сообщению причин, на которых основан тот или иной их выбор. Факт медицинского вмешательства или отказа от него должен оставаться охраняемой законом врачебной тайной.
- Право детей на образование, включая возможность обучения в образовательных организациях, не должно ограничиваться на основании того, что их родители отказались от проведения им профилактических прививок за исключения случаев возникновения массовых инфекционных заболеваний или непосредственной угрозы возникновения эпидемий.
- Родители должны иметь возможность принимать свои решения, самостоятельно получая и оценивая различную информацию, включая и критическую. Ограничение распространения критической информации, затрагивающей вакцинопрофилактику, не сможет привести к повышению доверия родителей к специалистам и системе здравоохранения. Такому доверию будет способствовать лишь честное и открытое предоставление родителям полной проверенной и надежной информации, включая и информацию о рисках, связанных с вакцинопрофилактикой или проведением конкретной прививки.
В связи с этим Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства, не может поддержать перечисленные ранее меры.
[1] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XI.1.
[2] Там же, XI.3.
[3] Там же, XI.3.
[4] Ст. 20 ч. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», ст. 5 п. 1 и ст. 11 п. 2 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», ст. 7 п. 2 Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулёза в Российской Федерации» и т.д.
Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства