Почитаемые иконы
Икона Божией Матери «Ченстоховская»
(празднование — 19 марта)
Ченстоховская чудотворная икона Божией матери особо почитается на территории Брестской епархии. Свое икона икона получила от Ясной Горы Ченстоховской, вблизи которой находится монастырь, где хранится святой образ.
Согласно церковному преданию, Ченстоховская икона была написана ев. Лукой в Иерусалиме, в Сионской горнице.
В 326 году св. царица Елена привезла Ченстоховскую икону в Царьград, где эта икона находилась почти пять веков, а позднее через Болгарию, Моравию и Чехию была привезена в Великое княжество Литовское кн. Львом, основателем Львова.
Многочисленные чудеса были явлены от этой иконы на Бельских землях. Когда монголо-татары осадили Бельский замок, чудотворную икону пронесли крестным ходом и поставили на городской стене. Татары, обстреляв Бельский замок, повредили икону Богородицы. Из иконы сразу потекла кровь. Следы от раны и теперь видны на святом образе. Нападавших тут же поразила неизвестная болезнь, от которой они начали умирать тысячами. Ужас вынудил захватчиков отказаться от осады замка.
После ухода татар князь мазовецкий Владислав пожелал перенести чудотворную икону в Силезию и поставить ее в своей крепости Ополье. Но шествие застыло, не в силах двинуться с места. Тогда Владислав встал на колени перед святой иконой и долго молился, прося вразумления. И князь услышал голос Царицы Небесной, повелевавшей перенести святыню на Ясную Гору Ченстоховскую. Придя в Ченстохов, князь Владислав построил на Ясной Горе монастырь, а в 1382 году перенес туда чудотворную икону и отдал ее на сохранение монахам павликанского ордена. Но на этом ее драматическая история не закончилась. Когда на Ченстоховскую обитель напали гуситы, завладев монастырскими сокровищами, пожелали взять с собой и чудотворную святыню. Один из них схватил святую икону и бросил на землю, второй замахнулся на нее мечом. И в тот же момент богохульники были наказаны: первый умер сразу, у второго отсохла рука, которой он замахнулся на святой лик. Остальные, присутствовавшие при этом, в скором времени либо погибли, либо внезапно ослепли.
По легенде, талантливый художник Иван Венжин из местечка Соколки (на Белосточчине) очень хотел написать Ченстоховский лик Богородицы для местной церкви. Однако, у него ничего не выходило. Иван был близок к отчаянию. Тогда Богородица сама пришла к нему на помощь. Войдя однажды в свою мастерскую, Иван Венжин увидел там икону, исполненную с удивительным мастерством и в полном соответствии с оригиналом. Голос Царицы Небесной повелел: «В награду за твои старания икона уже написана, возьми ее и отнеси в Сокольский собор».
Один из списков этой иконы находится в Свято-Преображенском мужском монастыре д. Хмелево Жабинковского района.
Икона Божией Матери «Ружанская»
(празднование — 18 мая)
Данная икона, написанная примерно в XIX веке, относится к типу икон Пресвятой Богородицы «Одигитрия».
Одним из примечательных случаев города Ружаны является страшный пожар 5 мая 1895 года. Пожар был настолько большой, что от него пострадала вся центральная площадь города, включая костел и жилые дома около площади. Церковь, которая располагалась рядом с площадью осталась почти невредимой и совсем не почернела от дыма.
В благодарность о заступничестве Пресвятой Богородицы и чудесном избавлении храма от огня на кивоте Ружанской иконы была сделана памятная надпись.
Сейчас данная икона находится в Петро-Павловской церкви г. Ружаны.
Икона Божией Матери «Рожковская»
(празднование — 28 сентября)
В начале Великой Отечественной войны немецкие войска довольно быстро захватили Белоруссию и продвинулись дальше вглубь Советского Союза. Однако в тылу у них практически сразу же разгорелась партизанская война. Партизан поддерживали белорусские крестьяне. Понимая это, немецкое командование приняло решение провести карательную операцию.
За связь с партизанами было намечено к уничтожению 186 сел и деревень, в их числе и деревня Рожковка. 28 сентября 1942 года карательный отряд прибыл в деревню. Всех, кто мог работать, — мужчин и женщин до 25 лет — отправили в Беловежу, где был штаб. Детей отдали в соседнее село Дмитровичи. Остальным рожковцам было приказано копать себе братскую могилу. От расстрела жителей спасло ходатайство Богородицы.
Случилось так, что когда все оставшиеся в деревне рожковцы уже стояли у края вырытой ими ямы, готовые к расстрелу, и молились, неподалеку летел немецкий самолет. Офицеру, в распоряжении которого он находился, явилась Богородица и велела ему заступиться за этих людей. Офицер приказал посадить самолет прямо на деревенскую грунтовку. Узнав о том, что в рамках карательной операции был приказ уничтожить деревню, он попросил отсрочки. Офицер полетел в штаб, ему удалось добиться отмены приговора — и он вернулся в деревню с помилованием.
В третий раз он прилетел в Рожковку, когда привез туда вырезанный из дерева по его просьбе одним немецким солдатом образ явившейся ему Богоматери. Этот образ и сейчас можно увидеть в храме в честь Казанской иконы Божией Матери в деревне Рожковка Каменецкого района Брестской области. На основе этого изображения в 2008 году была написана православная икона Божией Матери.
Сейчас эта икона Пресвятой Богородицы находится в храме Рожковской иконы Божией Матери с. Рожковка Каменецкого района.
Икона Божией Матери «Плачущая Богородица» («Пружанская»)
(празднование — пятница Светлой Седмицы)
В соборе в честь святого благоверного князя Александра Невского г. Пружаны находится икона, известная под названием «Плачущая Богородица». Образ получил такое название в связи с прославившим его чудесным событием.
9 апреля 1934 г. во время Пасхальной седмицы в соборном храме города Пружаны после вечерни благочестивые женщины, прикладываясь к иконе Пресвятой Богородицы на «Гологофе», заметили у стоп Божией Матери влагу. Женщины увидели на иконе влажную струю, текущую из очей Пресвятой Девы. Слезы протекали по Лику, образуя у сложенных рук большое влажное пятно. Оттуда, вначале тремя малыми, а затем, соединившись, одной большой струей они стекались к стопам.
Кто-то засомневался в чуде и стер платком слезы на Лике Пресвятой Богородицы, но они вновь появились в очах Божией Матери и стали стекать вниз. Чудо продолжалось целую неделю, с 9 по 16 апреля. Слезы на очах Пречистой Девы высохли лишь в Светлую Пятницу, в день празднования иконы Божией Матери «Живоносный Источник» — этот день и стал впоследствии днем празднования Пружанской «Плачущей» иконы.
Преосвященный Александр, архиепископ Пинский и Полесский, узнав о чуде, направил в Пружаны епархиального миссионера для обследования обстоятельств чудесного явления. Многие свидетели утверждали, что произошло чудо: все видели появившиеся из очей Богоматери слезы и сами плакали от умиления, некоторые заявляли о чудесной помощи, полученной от Господа по ходатайству Его Пречистой Матери после молитв перед этой иконой. Для ежегодного прославления иконы архиепископ Александр благословил определить пятницу на Светлой Седмице. В память об этом чудесном событии был освящен придел в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», каждый день совершались молебны и акафисты.
В настоящее время празднование иконы «Плачущей Богородицы» совершается, как это было установлено более 70 лет назад, в пятницу на Светлой седмице, кроме этого по пятницам перед ней возносятся особые молитвы к Пречистой Деве.
Икона Божией Матери «Умиление» («Малоритская»)
(празднование — 6 ноября)
Особо почитаемая икона Божией Матери «Умиление» находится в Свято-Никольском храме г. Малорита. Малоритская икона Божьей Матери датирована концом XIV — началом XV века.
Положенный в основу живописного изображения сюжет «Умиление», по-гречески «Элеус», стал особенно популярен в Беларуси после чудотворного явления в Жировичах в 1470 году каменной иконы Богородицы. Особенность малоритской иконы в том, что Божья Матерь, обнимая младенца Иисуса Христа, делает руками «круг», а ножки Его открыты до колен. Она с умилением прижимает Сына, словно пытается утешить от тягот предначертанного пути. На мафории (ризе Богородицы) на греческом языке прописаны тексты из псалмов, которые воспевают Божью Матерь.
После обнаружения ее в малоритской Свято-Николаевской церкви икона заняла свое место в экспозиции Музея древнебелорусской культуры Академии наук Беларуси в Минске. В ночь с 3 на 4 декабря 1991 года, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, ценность была украдена и канула в безвестность.
В 2008 году по дошедшим изображениям местная художница Светлана Герасимук из деревни Хотислав сделала точный список (от писать, в иконописи — копия с определенной почитаемой иконы) малоритской иконы «Богоматерь Умиление». Его поместили в том же Свято-Николаевском храме, откуда был вывезен оригинал. Копия находится там и поныне.
Икона Божией Матери «Луковская»
(празднование — пятница 3-й Седмицы по Пятидесятнице)
О возникновении Луковской иконы Божией Матери известно, что она была обретена чудесным образом на пепелище некогда сгоревшего храма. Тогда и было установлено празднование в честь иконы в 10-ю пятницу после Пасхи. За неделю до праздника в церкви собиралось множество паломников, имеющих телесные и духовные недуги. Особенно много было их из Украины. Шел народ пешком даже из Почаева, чтобы поклониться чудесному Луковскому образу. Еще до революции почитаемая Луковская икона была вывезена приходским священником, и до сих пор никто не знает ее местонахождение.
В народном предании хранится объяснение, как появилась узенькая тропинка, разделившая на две части Луковское озеро. Это — знак посещения этих мест Божией Матерью. Там, где шла Царица Небесная отступала вода… На следующий день после шествия Владычицы по озеру, был обретен камень с отпечатком Ее стопы. Ранее эта святынь располагалась у входа в церковь, и каждый, приходя в храм, мог увидеть камень и прикоснуться к нему. После закрытия храма он был бережно спрятан прихожанами в землю. А когда открыли новый храм, камень был выкопан. Но старожилы утверждают, что отпечаток, размером стопы младенца, стал менее четким.
Новый храм в селе Луково решено было строить на новом месте, т.к. природное озеро было превращено в водохранилище, и близкие к поверхности грунтовые воды стали существенной помехой для строительства. Храм был построен в 1993 году. В 1999 году художником из города Кобрина была написана новая икона. Писали ее со слов прихожан, которые помнили старый образ. Копию новописанной иконы «Луковская» Божия Матерь первоначально была подарена Патриаршему Экзарху всея Беларуси, Митрополиту Филарету, который передал ее в дар Минским Духовным школам при Свято-Успенском Жировичском мужском монастыре.
Икона Божией Матери «Каменец-Литовская»
(празднование — 15 ноября)
Волынский князь Владимир Василькович, которого именовали Благочестивым и Благоверным, Философом и Книжником, в 1268 году написал икону Божией Матери. По велению князя к 1276 году мастер Олекса срубил град Каменец и построил оборонительный каменный столп-вежу, что и досель возвышается. Тогда же была возведена и Благовещенская церковь, которой в дар князь передал написанную им икону Божией Матери в богатых ризах.
С течением веков в Каменце Благовещенская церковь ветшала, и икону Каменецкой Божией Матери переносили из храма в храм, пока она не попала в деревянный собор во имя Симеона Столпника – на Горке.
К концу ХIХ века в деревянной Симеоновской церкви, пришедшей в упадок, настоятелем служил о.Лев Паевский, который радел о строительстве нового, каменного храма перед уездными и губернскими властями, но не был услышан ими. Тогда он во время приезда в Беловежскую пущу на отдых императора Николая II добился у него аудиенции и с чудотворным образом Каменецкой иконы Божией Матери в руках обратился к нему с просьбой о помощи в возведении нового храма и реставрации древней башни-столпа.
Государь принял в дар икону-святыню и помог каменчукам в строительстве каменного храма и реставрации башни. Однако, несмотря на выделение денег, башня была приведена в порядок только в начале 1900-х годов, а Свято-Симеоновский каменный храм построен лишь к 1914 году.
Этот величественный храм в ретроспективном русском стиле пережил две мировые войны, несколько смен властей, в том числе богоборческой, и стоит как светлый Дом Божий и памятник архитектуры. Уже в ХХ веке в нем произошло чудесное возвращение к людям Каменецкой иконы Божией Матери.
Подаренная государю Николаю II, эта икона была то ли отвезена в Петербург, то ли в крымскую резиденцию царя и исчезла из поля зрения. Однако в 1998 году глубоко верующий каменчук Георгий Мусевич, протирая в алтаре Свято-Симеоновской церкви иконы, обнаружил небольшой образ, темный от времени, с потертостями по краям и оригинальной полосой внизу – панорамой старого Каменца.
Стало понятно, что это список иконы Каменецкой Божией Матери работы князя Владимира Васильковича, дополненный в XVII веке, судя по изображениям церквей и вежи-столпа и надписи в левом углу: «С копии Чудотворной иконы Божией Матери, находящейся в алтаре Каменец-Литовской Соборной церкви» (Соборной она являлась с 1839 по 1912 годы).
По благословению церковных властей местный иконописец Максим Максимович отреставрировал найденную икону, а также написал ее увеличенную копию. Так древний список иконы Каменецкой Божией Матери обрел достойное место в Свято-Симеоновском храме – в его среднем нефе.
Икона Божией Матери «Иверская-Городнянская»
(празднование — 25 февраля, 26 октября)
Предметом особого почитания со стороны верующих является и Иверская икона Божией Матери, прославившаяся в 1923 году 30 декабря (по ст.ст.) в д. Городняны в частном доме Павла Бунаты.
Очевидцами яркого обновления иконы стали не только сами хозяева и их почетный гость Александр Марчук, но и сбежавшиеся на мгновенно разлетевшуюся новость инославные жители деревни. Вот что утверждали некоторые из очевидцев: Михаил Осипович Молюско (16 лет, католик): «Я видел, как появляется ручка Богомладенца». Иван Адамович Гомончук (18 лет, католик): «Когда мы вбежали, то увидели сначала только два пальца, а затем всю руку на груди у Богородицы. Вся икона стала как новая, хотя до этого была потемневшей от времени».
Документально подтверждено, что при допросе свидетелей присутствовали диакон Филипп Рубан, Константин Гомончук, Александр Ковганко и Григорий Ширма, бывший на тот момент псаломщиком Свято-Александро-Невского собора.
Согласно резолюции правящего архиерея 10 февраля 1924 года было совершено торжественное перенесение святой иконы в Пружаны. Крестный ход напоминал живой человеческий поток. Над головами сотен людей в переносном киоте возвышался украшенный цветами чудотворный образ Иверской иконы Богоматери. Пружанский Собор не смог вместить и пятой части богомольцев. Большинство людей молилось на паперти и на погосте.
О совершившемся чуде было сообщено в Почаевскую Свято-Успенскую Лавру. В ответ Духовный собор Лавры постановил: «Поблагодарить отца протоиерея Алексия Русецкого за радостную весть и выслать ему на молитвенную память службу с акафистом в честь Чудотворной Иконы Божией Матери «Иверской».
Но не успели отгреметь торжества, как в польской газете «Курьер» от 16 марта 1924 года в 64 была напечатана заметка атеистического содержания «Новый враг на востоке», в которой была извращена суть произошедшего чуда: «Темное и набожное православное население передает из уст в уста странные рассказы о каком-то выдуманном чуде. А духовенство старается создать атмосферу легенды вокруг этих рассказов. Многие обеспокоены этой игрой православного духовенства, которое не только извлекает материальные выгоды из созданного им же положения, но стремится вызвать фанатическое движение среди безразличного населения».
В связи с этим на имя Пружанского благочинного пришел запрос от редакции журнала «Воскресное чтение» (г. Варшава) с просьбой сообщить подробности произошедшего в Городнянах для написания достойного ответа. В качестве опровержения были посланы многочисленные письменные заявления людей, получивших исцеления от этого образа. Был исцелен 30-летний житель г. Пружаны Иван Фомич Волосович. Вот что пишет его сестра Анна Фоминична Ничипорович (в замужестве): «Под присягой свидетельствую, что мой родной брат Иван был безнадежно больной, но после молебна пред Чудотворной Иверской иконой Божией Матери в Пружанском соборе совершенно выздоровел, и я приписываю его выздоровление исключительно чуду и милости Божией от Чудотворного Образа Богоматери, что и удостоверяю своим подписом».
Также сохранился акт показаний исцеленного крестьянина из д. Поросляны Моисея Васильевича Козела (54 года): «Свидетельствую, что 23 августа после прикосновения к иконе и горячей молитвы об исцелении меня от глухоты, я совершенно исцелился от недуга и в настоящее время совершенно здоров и молю Господа, чтобы милостью Своею не оставил всех немощных и просящих помощи». Чудесным образом выздоровели 15-летний сын бывшего церковного старосты Георгий Демьянович Ничипорович, крестьянка д. Загорье Пелагея Ивановна Шиманская, жена польского майора Ольга Михайловна Юшкевич (45 лет) и сын ее Аркадий (14 лет). Их публичные заявления засвидетельствовал псаломщик Григорий Ширма.
Через семь лет после прославления Иверской иконы в 1931 году в соборе случилось страшное святотатство, возможно живы еще свидетели того страшного события. 22 ноября перед очередным богослужением староста собора открыл храм и, как обычно, поднялся на колокольню благовествовать к вечерне. В храм вошли несколько женщин и один мужчина-богомолец. Вошел и местный житель Владимир Кулеша, ярый коммунист, как всегда одетый в красный костюм, и, не снимая с головы шапки, остановился около колонны, неподалеку от обновившегося образа. И когда одна из присутствующих женщин приложилась к чудотворной иконе, он резко достал из-под плаща топор и бросился на икону, двумя ударами выбил ее из киота. Затем бросился на правый клирос и на полу стал рубить в щепки святой образ. На полу остались следы от 10 ударов топора.
Свершив свое злодеяние, Кулеша кинулся к иконостасу и двумя ударами топора рассек писанный на полотне образ Божией Матери с Богомладенцем на руках, затем двумя ударами выбил из Царских врат писанную на дереве икону Благовещения Пресвятой Богородицы. Икона упала около престола. Безумец и богохульник выбежал из храма и скрылся.
Прихожане были потрясены неслыханным святотатством. В тот день вечерня не служилась, было совершено лишь малое освящение воды и окропление святой водой икон и предметов, оскверненных святотатством. Народ плакал. С Божией помощью удалось составить из мелких кусков образ Богородицы и поставить его на прежнее место в киот. В настоящее время образ находится в киоте слева от солеи, особого возвышения перед иконостасом.
Икона Божией Матери «Черняковская»
(празднование — 30 августа)
Черняковская Николаевская церковь возведена в 1725 году на месте явления в конце XVII века иконы Пресвятой Богородицы совместно с иконою Святителя и Чудотворца Николая и пяти Святителей, врубленной в сосну. Святыню нашел местный крестьянин вместе со своими потерявшимися волами.
Затем Пресвятая Матерь Божия несколько раз являлась во сне одному из больных крестьян соседней деревни Лесковичи и просила, чтобы на месте явления ее образа была поставлена церковь. Крестьянин рассказал об этом здешнему помещику Самуилу Юревичу, который поставил на месте явления иконы часовню, сюда перенесли и явленную икону. Слава о ее целительных свойствах разнеслась на всю округу. И тогда помещик построил на месте часовни церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая.
До 1959 г. икона находилась в Свято-Никольской церкви. С тех пор и?до сего дня икона находится в Национальном художественном музее Беларуси. В 2007?г. был освящен список с древней иконы, а в 2009 г. его поместили в Свято-Николаевском храме д. Черняково Березовского района.
Икона Божией Матери «Леснянская»
(празднование — 21 и 27 сентября, День Святой Троицы)
Обретение этой чудотворной иконы произошло в белорусской деревне Лесна Гродненской губернии Бельско-Подлясшского уезда.
Не только устные предания, но и исторические документы относят явление этой иконы к 1683 году. В полдень 14 (27) сентября леснинским пастухом Александром Стельмащуком в самой чаще леса, на ветви груши, была замечена икона в необычном сиянии. После того, как пастух Александр рассказал об иконе односельчанам и священнику, к иконе на месте ее явления стало стекаться много почитателей.
Леснинская икона долгое время находилась в имении помещика, который присвоил ее себе. Но Промыслом Божиим после многочисленных несчастий, которые насылались на род этого человека, чудотворная икона была установлена для почитания в соседней от Лесны деревне Букович.
Как утверждают исследователи, селение Лесна получила свое название от близлежащих лесов. Около этого селения, на месте, где сохранились остатки оборонительных сооружений, так называемые «окопы», времен борьбы славянских народов с крестоносцами, в 1885 году был основан Леснинский женский православный монастырь. На горнем месте, в алтаре храма, находилась чудотворная икона.
Икона помещается в высокой нише с колоннами по бокам и различными украшениями. Изображение ее вырезано на овальном камне темно-красного цвета. Лики Богоматери и Богомладенца изображены ясно и отчетливо; все изображение отличается тонкой и искусной отделкой. Леснинская икона украшена серебряной позолоченной ризой с драгоценными камнями. Ниша, где размещался чудотворный лик Богородицы с Господом, обрамлялась двумя золочеными изображениями Херувимов и множеством различных золотых и серебряных привесок.
В 1920 году насельницы монастыря переехали в Сербию, а в 1950 году перебрались во Францию в предместье Провемон, что на север от Парижа. Сохранились воспоминания духовных чад блаженного Иоанна Максимовича про особое почитание святителем Леснинской иконы Богородицы (блаженный архиепископ любил благословлять этой иконой детей и больных).
Копия иконы Леснинская долгое время находилась в одном из красивейших храмов Беларуси — Брестском Свято-Никольском, потом была перенесена в иную наново построенную церковь города Бреста — Свято-Воскресенскую.
Икона Божией Матери «Ляховичская-Казанская»
В?1936 г. в д. Заречке в крестьянской семье Дениса и Анны Свитич обновилась древняя икона и около двух месяцев издавала колокольный звон. 17 ноября 1936 г. образ был торжественно перенесен в Свято-Рождество-Богородичный храм д. Ляховичи Дрогичинского района, где находится и ныне. Недалеко от участка, где стоял дом крестьянской семьи, строится храм-часовня в честь иконы Божией Матери «Казанская».
Икона Божией Матери «Рудненская»
(празднование — 25 октября)
Рудненская икона относится к концу XVIII – началу XIX в. На иконе изображена Богородица со Спасителем, Которого Она держит на левой руке, указуя на Него правой рукой. Над ликами Пречистой и Спасителя укреплены две короны из серебра. В дореволюционные годы икону называли «Благодатной». В первое воскресенье каждого новолуния верующие совершали праздничные богослужения в честь иконы. Во время Великой Отечественной войны из-за попадания снаряда в храм икона была повреждена: на ней осталось 9 отверстий, однако не затронувших ликов. В настоящее время икона находится в Покровском храме д. Рудники Пружанского р-на.
Икона Божией Матери «Бушмичская»
(празднование — 27 августа)
В годы господства униатства семилетней больной Анне из Бушмичей (сейчас Каменецкий район Брестской области) в урочище Грушка явилась Божия Матерь и попросила передать местным жителям хранить веру православную. Девочка исцелилась от болезни, православные укрепились в вере, а рядом с грушей была построена часовня. Каждый год к часовне приходили паломники, служились молебны. Взрослые устанавливали рядом с грушей кресты за здоровье своих домочадцев, а дети — самописанные иконы с образа Божией Матери «Бушмичская». В годы гонений грушу много раз пытались уничтожить, но она пускала новые побеги. Сейчас возле груши построен православный храм-часовня. Каждый год 27 августа на месте явления иконы служится Литургия.