Статьи

Таинство Брака

Время и место

• по вторникам, четвергам (накануне постных дней – среды и пятницы) и в субботу (накануне малой Пасхи – дня воскресного);

• в Пасху, накануне двунадесятых и великих праздников. Венчание в дни двунадесятых праздников не запрещено, но нежелательно. День общего церковного великого праздника мы стремимся прожить вместе с Церковью, не заслоняя церковную радость своей малой личной радостью, своими малыми личными нуждами. При необходимости венчаться в эти дни, требуется согласование со священником;

• накануне престольных храмовых праздников (в каждом храме свои престольные праздники);

• в Сырную седмицу, в продолжение Святок и Пасхальной (Светлой) седмицы. Венчание в преду­го­то­ви­тельные к Великому посту недели и иные сплошные седмицы не запрещены, но нежелательны.

• во время Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов;

• в дни (и накануне) строгого однодневного поста: Усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября и Воздвижения Креста Господня – 27 сентября;

• ночью.

Исключения из этих правил могут быть сделаны только правящим архиереем. Если же венчание совершено в день, когда это запрещено церковным уставом, то это не делает таинство недействительным.

Согласно современной практике Русской Православной Церкви, Таинству Брака должна предшествовать гражданская регистрация брака, как дополнительное свидетельство ответственности вступающих в брак и серьёзности их намерений.

Что касается до времени дня, в какое должно венчать браки, то общее правило относительно этого состоит в том, чтобы не венчать браков после вечерней службы и вообще в позднее время; точнее – от священника обязательно требуется венчать днем, а не ночъю.

Местом для совершения таинства брака должна быть церковь, в других же местах – часовнях, частных домах и т.п. браковенчание строго воспрещается(Требн. Кн. о долж. пресв, приход. §123. Указ. Синод. 27 Мая 1853 г., №5043 Св. зак. пг.Хч.1 ст. 31).

Венчание в часовнях, с дозволения архиерея, может быть только в крайних случаях, например, в Сибири или на Кавказе, где нет церкви вблизи (Указ Синод. 18 Авг. 1869 г. Св. зак. т. X ст. 31).

По смыслу государственных законов, браковенчание должно совершаться в церкви жениха (Св. зак. т. X с. I ст. 25); но Кормчая и Духовн. Регламент дозволяют браковенчание и в приходе невесты, где существует такой обычай(Кормч. кн. гл. 50 л. 107 на обор. Духовн. Регл. о мир. §12). Благочинному, инструкциею его, вменяется в обязанность наблюдать, чтобы священники не венчали чужеприходных браков, если венчание мог совершить свой причт(Инстр. Благоч. ст. 18).

 

Обрядовый порядок

Когда жених и невеста войдут в храм и станут на предназначенном месте – жених по правую, а невеста по левую сторону, священник выходит к ним царскими вратами, неся крест и Евангелие, а диакон или псаломщик предносит ему подсвещник с зажженными свечами и, обошедши столец, ставит подсвещник впереди стольца – к алтарю; священник же полагает крест и Евангелие на стольце, – и берет у жениха и невесты их кольца (жениха кольцо должно быть золотое, или желтое – медное, невестино – белое серебрянное, или оловянное), и вносит в алтарь, где и полагает их на правой стороне престола – близ друг друга – женихово по левую сторону невестиного кольца (См. общеупотреб. Треб, и Петр. Могил, о венч. Пособ. к изуч. Пр. Богосл. Никол, стр. 699); затем выходит на средину храма для начала священнодействия.

Диакон, взяв у поручителя (у дружка) две свечи, зажигает их и подает священнику; священник, благословляя жениха, передает ему свечу одну, а другую – невесте, тоже благословляя ее при этом возжженною свечею, за сим покадив крестовидно вокруг стольца, на котором лежат крест и Евангелие, полагает начало «обручению».

В Требнике сказано: «назнаменует главы» новоневестных трижды, и дает им «свещи» возжженны. Обыкновенно же священник благословляет жениха и невесту возжженною свечею (Пос. к изуч. Пр. Бог. Николъск. стр. 698).

В Треб, положено обручение совершать при входе в храм, а не на средине, где совершается венчание; совершается же то и другое на средине храма.

 

Обручение

Начало обручения полагается возгласом: Благословен Бог наш, потом следуют – ектения на обручении и молитвы: Боже вечный, растоящияся собравый в соединение… и другая – Господи, Боже наш, от язык предъобручивый…, читаемая с преклонением главы; после сей молитвы, диакон (или сам священник) выносит из алтаря кольца. Священник, взяв желтое кольцо, обращается к жениху и, произнося трижды: «Обручается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек), во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь», при каждом произнесении благословляет наклоненную главу жениха своею рукою, в которой держит кольцо, и надевает перстень или кольцо на палец правой руки жениха (обыкновенно на четвертый); за сим точно также вручает другой перстень невесте, трижды благословляя ее. Получив перстни, брачующиеся трижды обмениваются ими тотчас, после чего перстень жениха должен остаться у невесты, а ее перстень у жениха (См. Треб. Нов. Скриж. стр. 440 гл. X §9).

За сим читается молитва: Господи, Боже наш, отроку патриарха… и произносится рядовая ектения, за которою тотчас произносит диакон (или священник, если нет диакона) стихи псалма: Блаженни вси, боящийся Господа,на клиросе же повторяют те же стихи, прибавляя по каждом стихе: Слава Тебе Боже наш, слава Тебе. По окончании псалма, священник говорит поучение к обрученным и спрашивает затем о согласии их вступить в брак друг с другом.

Отпуст, назначаемый в Требнике не бывает ныне, так как сразу за обручением следует венчание (Пос. к изуч. Прав. Богосл. Никольск. 700 стр. сноск.).

 

Венчание

Получив от брачущихся утвердительные ответы, священник полагает начало венчанию возгласом: Благословенно Царство… и, после ектении, положенной на ряду, читает по порядку три молитвы: Боже пречистый и всея твари Содетелю… Благословен еси Господи, Боже наш,… и Боже Святый, создавый от персти человека… По окончании третьей, берет из поднесенных ему в это время венцов – сперва тот, на котором имеется изображение Спасителя, творит им образ креста над главою жениха, и, дав жениху для целования изображение Спасителя на венце, возлагает венец на главу его; затем точно также другой венец возлагает на главу невесты, т.е. сперва благословивши им невесту, и дав ей поцеловать на венце изображение Богоматери (Требн. Петр. Могил.). По возложении на брачущихся венцов, священник благословляет их (обоих вместе) трижды, говоря за каждым разом:Господи, Боже наш., славою и честию венчай я!

За сим псаломщик (обыкновенно, становясь от стольца вправо и несколько впереди) читает Апостол, а по прочтении Апостола, священник читает Евангелие и возглашается просительная ектения, (начало которой, впрочем, подобно сугубой ектении). После первых трех прошений следует возглас и читается молитва: Господи, Боже наш, во спасительном Твоем смотрении…затем ектения продолжается до конца, и по ней поется: Отче наш.

По «Отче наш», приносится чаша с вином (ковшик); священник, благословив вино и прочитав вслух положенную на ряду молитву, трижды дает из чаши пить брачущимся, поднося сперва жениху, потом невесте, и опять жениху и невесте и т.д., затем, соединив руки брачущихся – правую с правой, налагает на руки их конец епитрахили и, придерживая его своею рукою, обходит с брачущимися вокруг стольца (Пособ. к изуч. Прав. Богосл. Николъск. 703 стр.), (предъидя им) с пением стихов: на первом круге: Исайе ликуй…, на втором: Святии мученицы…, на третьем: Слава Тебе, Христе Боже… Хождение, как и при крещении, совершается в правую сторону.

По окончании хождения, священник разрешает венцы, т.е. обратясь к новобрачным, говорит им приветствия, положенные в требнике и снимает венцы: жениху говорит: «возвеличишися женише, якоже Авраам»… потом, сняв венец с главы его, благословляет им жениха, как и при возложении венцов, и дает ему целовать изображение Спасителя; невесте говорит: «И ты, невесто, возвеличишися якоже Сарра»… и проч. и также, сняв с главы ее венец и благословив ее им, дает ей целовать изображение Богоматери на венце(Пособ. к изуч. Правосл. Богосл. Николъск. 703 стр. 2-я сноска внизу), после чего читает последнюю молитву венчания: Боже, Боже наш,, пришедый в Кану Галилейскую… и, не делая отпуста, здесь указанного, читает сперва молитву «на разрешение венцев» (во осьмый день, после которой делает отпуст венчания: Иже в Кане Галилейстей пришествием Своим честен брак показавый, Христос истинный и проч. (Там же, 704 стр.).

 

Венчание второбрачных

Жених-вдов по первом или втором браке и невеста-вдова по первом или втором браке венчаются по «последованию о двоебрачном».

Если жених холост, а невеста вдова, или наоборот, то, обычно, венчание совершается, как над первобрачными (См. Пособ. к изуч. Прав. Богосл. Николъск. 705 стр.).

В последовании этом заключаются следующие разности от венчания первобрачных, или «великаго венчания»: При обручении не читается молитва – «Господи Боже наш, отроку патриарха Авраама сшествовавый», не бывает ектении «Помилуй нас Боже»…, перед венчанием не поется псалом: «Блажени вси, боящийся Господа», не предлагаются брачущимся вопросы о желании их вступить в брак, не положено при венчании великой ектении, и содержание молитв «в последовании о двоебрачном» совсем иное, нежели в «великом венчании». На обручении собственно, по «Благословен Бог наш-», читаются начинательные молитвы и тропарь дневной для венчания же особого возгласа не полагается; не полагается также возлагать на второбрачных венцы и давать им в руки возжженные свечи (См. Нов. Скриж. стр. 439 (ч. 4 т. X §5).

В остальном последование о двоебрачном – подобно тому, которое совершается над вступающим в первый брак.

 

Церковные правила о браках вторичных

Церковь с самого начала воспретила, как двоеженцев мирян допускать в клир, так и священнослужителям вступать во второй брак (Ап. пр. 17 VIвсел.3Вас. Вел. 12). Не запрещая второго брака мирянам, церковь определила за второй брак епитимию на непродолжительное время (Лаод. 1),именно – на один или на два года (Вас. Вел. 4).

О вдовицах, в преклонных летах вступающих во второй брак, сказано, что их должно лишать попечения Церкви, и далее отлучать от церкви (Там же пр. 24).

Тем более не одобряет церковь в своих правилах третьего брака, на троебрачие нет закона; посему третий брак не составляется по закону. «На таковыя дела взираем, как на нечистоты в Церкви; но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшия, нежели распутное любодеяние»(Вас. Вел. пр. 50).

Троебрачных, во время Василия Великого, отлучали на три, а часто и на четыре года, и нарицали таковой союз уже не браком, но многоженством, или паче наказанным (т.е. обузданным) блудом. Мы же, говорит Василий Великий, не от правила, но от последования предшественникам прияли обычай, троебрачных отлучати на пять лет (Там же пр. 4. О всех сих правилах на отлучение, т.е. о их применении см. в отд. об Исповеди).

Четвертый брак церковью совершенно запрещен (Собор, пост. 920 г.).

 

Гражданские постановления о лицах брачующихся

Монашествующим и посвященным в иерейский или диаконский сан, доколе они в сем сане пребывают, брак вовсе запрещается (Там же ст. 2 Статья эта основывается на правиле 6 Трульского собора), но, по снятии сана или монашества, и этим лицам возвращается право на вступление в брак.

– Запрещается вступать в брак лицам мужского пола ранее восемнадцати лет от рождения, а женского ранее шестнадцати лет(Св. зак. т. X ч. I ст. 3)

В возрасте же старости – запрещается венчание лиц, имеющих более восьмидесяти лет (Св. зак. т. X ч. I ст. 4), и брачные сопряжения таких лиц законными и действительными не признаются (Там же 37).

Запрещается венчать лиц, находящихся между собою в степенях родства, возбраненных правилами церкви (Там же ст. 23. О родстве см. особ, главу в отдел, о браке).

– Брак не может быть законно совершен без взаимного и непринужденного согласия сочетавающихся лиц; посему запрещается родителям своих детей и опекунам лиц, вверенных их опеке, принуждать к вступлению в брак против их желания (Там же ст. 12). Но лица, состоящия под властию других, кроме собственного произволения, должны также иметь позволение от тех лиц, под властию коих находятся (Там же см. ст. 6), именно:

– Дети не должны вступать в брак без согласия их родителей (Там же).

– Находящиеся под властию опекунов или попечителей – без согласия сих последних лиц (Св. зак. т. X ч. ст. в).

 

О браках вторичных

– По смерти одного из супругов, оставшийся в живых может вступить в новый брак, если нет никаких к тому законных препятствий (Св. зак. т. X ч. Iст. 44); но вступать в новый брак, во время существования прежнего, законом не растогнутого, запрещается (Там же ст. 20).

– Запрещается вступать в четвертый брак (Там же ст. 20).

– После расторжения прежнего брака формальным духовным судом, невинное лицо имеет право вступить в новый, законом не воспрещенный, брак.

– Лица, разлученные от брачного сожития, по недостатку церковного к браку совершеннолетия, могут, если, по достижении брачного совершеннолетия, пожелают, продолжать супружество; в сем случае союз их подтверждается в церкви, по установленному для того чиноположению (Там же).

– Когда один из супругов, отлучившись по какому-либо случаю из места своего жительства, будет, в продолжении пяти лет или более, находиться в совершенно безвестном отсутствии, то оставшемуся супругу дозволяется просить свое епархиальное начальство о расторжении брака и о дозволении вступить в новое супружество (Там же ст. 54).

– Солдатским женам дозволяется просить о расторжении брака, если мужья их, сделав из места службы побег, по истечении пятилетнего срока не найдены и не зачислены на прежнюю службу (Свод. Зак. т. X ч. I ст. 56 и Опред. Св. Син. 29 февр. 1884 г.)

В указанных случаях отсутствия одного из супругов, при подаче прошения епархиальному начальству о расторжении прежнего брака и о дозволении вступить в новый, законом требуется, чтоб при прошении были прилагаемы следующие документы: явочное прошение (в копии, засвидетельствованной где следует), которое подано было в свое время для розыска отсутствующаго супруга, – и о беглых, или без вести пропавших солдатах – свидетельство от командиров внутренних гарнизонных баталионов о том, что лицо, учинившее побег, или без вести пропавшее на войне, или взятое в плен за пять лет со времени того на службе не состоит; равно и тем, коих мужья пропали без вести на войне, или взяты в плен неприятелем – по прошествии пяти же лет со времени взятия в плен, или безвестной пропажи на войне мужей их, дозволяется просить епархиальное начальство о разрешении вступить им в новый брак (Опред. Св. Син. 29 Февр. 1884 г.).

– Когда один из супругов приговорен к наказанию, сопряженному с лишением всех прав состояния, то другой, буде не пожелает следовать за осужденным для продолжения с ним супружества, может, на основании ст. 27 улож. о наказаниях (изд. 1866 г.), просить свое духовное начальство о расторжении прежнего брака и о вступлении в новый (Св. зак. т. X ч. I см. ст. 56 и 57).

 

О смешанных браках

а) С иноверцами. – Лицам православного исповедания брак с не христианами вовсе запрещается (Там же ст. 85).

– Но лицо нехристианского исповедания, по восприятии святого крещения, может пребывать в единобрачном сожительстве и с некрещенною женою (если брак их был заключен еще до восприятия одним из них святого крещения), брак их остается во всей силе и без утверждения его венчанием по правилам Православной Церкви (Там же ст. 79).

– Если жена, или одна из жен магометанина, или другого лица нехристианского исповедания, примет святое крещение, то брак ее может оставаться в своей силе, без утверждения оного венчанием по правилам православной церкви, но лишь тогда, когда муж, остающийся в своей вере, даст обязательство: 1) имеющие от них родиться с того времени дети, должны быть крещены в православную веру; ни прельщениями, ни угрозами, ниже другими какими-либо способами, не приводить в свой закон, и жене своей, за содержание православной веры, поношений и укоризны не наносить; 2) состоять с принявшею крещение, во все время ее жизни, или доколе продолжится брак их, в единобрачном сожительстве, откинув прочих жен, если имеет. Сверх того, должно быть известно, что принявшая крещение не была пред тем отлучена мужем своим от брачного с ним сожительства. В противном случае, т.е., когда муж не согласится дать вышеизложенныя обязательства, или когда откроется, что принявшая крещение была им отлучена от сожительства с ним, брак их расторгается и жене дозволяется вступить в новый с лицем христианского исповедания (Св. зак. т. X ч. I ст. 80).

– Если один из супругов, принадлежащих к иудейскому закону, обратится к православию, а другой останется в прежнем законе, но с обратившимся жить пожелает, то оставив их в супружестве без расторжения, обязать подписками: первого в том, чтобы он имел тщательное попечение о приведении другого увещанием к восприятию православной веры, а сего в том, чтобы рождаемых в сем браке детей ни прельщениями, ни угрозами, ниже другими какими-либо способами, не приводил в закон иудейский и обратившемуся в православную веру супругу за содержание оной, поношений и укоризны не наносил. Если муж или жена, по обращении другого супруга, жить в прежнем брачном союзе не пожелают, то брак расторгается, и обратившемуся лицу разрешается вступить в брак с лицом православным (Там же ст. 81 ).

Так как все дела о расторжении браков подлежат ведению высшей духовной власти, то приходский священник не должен приступать сам собою, без разрешения епархиального начальства, к повенчанию лица, которое, по обращении в христианство, оставляет прежних жен, и желает вступить в новый брак с лицом христанского исповедания (Практ. излож. церк. гражд. пост. Парвова. 112 стр.).

– Буде новокрещенный имел несколько жен прежде, то, по восприятии святого крещения, он должен выбрать из них одну, с коею жить пожелает, преимущественно же обратившуюся равномерно к христианству, и тогда брак их благословляется по церковному законоположению. Сие же правило распространяется и на жен, бывших за несколькими мужьями (Св. зак. т. X ч. Iст. 82).

– Если ни одна из жен новокрещенного креститься не пожелает и муж не изъявит согласия жить с некрещенною, то ему дозволяется вступить в новый брак с православною (Там же).

– Брак остается в своей силе и тогда, когда оба супруга перейдут в христианство, хотя бы оный совершен был в степенях родства, Церковию возбраненных (Там же ст. 84).

б) С лютеранами, католиками и другими лицами неправославного исповедания. – Священники без особого разрешения могут венчать православных с лицами других христианских вероисповеданий, лишь бы сии последний: а) дали письменное обязательство в том, что будут воспитывать детей в православии; б) чтобы, при вступлении в такие браки, непременно исполнены и соблюдены были все правила и предосторожности для браков между лицами православного исповедания, вообще постановленные; в) чтобы браки эти были венчаны православным священником и в православной церкви по правилам и обрядам православного исповедания (Св. Зак. т. X ч. I ст. 67 прим. З).

Документы, необходимые для повенчания брачущихся лиц, также должны быть представляемы и лицами других исповеданий, если они вступают в брак с православными, т.е. от них требуется метрическое свидетельство, свидетельство о троекратном оглашении, сделанном в той церкви, в приходе которой они состоят (т. X ст. 69), и что к заключению брака препятствий не открылось и не имеется. Документы все должны быть писаны на русском языке, данные же на иных языках должны быть переведены на русский переводчиком, признанным в этом звании законною властию, (который имеется для таких дел в губернских городах при губернском правлении) или в переводном отделении министерства иностранных дел; а если перевод сделан частным лицем, то он должен быть засвидетельствован консисториею того вероисповедания, к которому принадлежит пастор. (Практик, излож. церк. гражд. постан. Нарв. стр. 101 ).Если бы случилось, что жених или невеста неправославного исповедания, проживая внутри России, не принадлежали ни к какому приходу своего исповедания и потому не могли бы доставить свидетельства об оглашении в храме их вероисповедания, то должно требовать от таких лиц, чтобы они хотя на это время приписались к какому-либо приходу своего вероисповедания с тою целию, чтобы в том храме было сделано о них оглашение и выдано требуемое о том свидетельство (Руков. для сельск. паст. 1887 г. №13). В заключаемых в Финляндии браках лиц разных христианских исповеданий, венчание производится в обеих церквах. Дети, рождающиеся в сих браках, воспитываемы должны быть в той вере, к которой принадлежит отец, не допуская о сем особых договоров. Постановление сие в отношении лиц, исповедующих православную веру, распространяется на одних только коренных жителей; браки военнослужащих православного исповедания, находящихся в тех местах по команде и квартированию, должны быть совершаемы православными священниками на основании общих постановлений. (Свод. зак. т. X ч. I ст. 68). При браках лиц православного исповедания с протестантами в губерниях: Лифляндекой, Курляндской и Эстляндской, от сих последних в особенности, требуется свидетельство пастора, что они в приходе своем оглашены, и что к заключению брака не открылось никакого препятствия; по совершении же онаго пастор должен быть уведомлен о времени венчания. (Св. зак. т. X ч. Iст. 69)

– Если священник встретит сомнение к повенчанию смешанного брака, то, не приступая к совершению оного, обязан донести преосвященному с изложением причин сомнения, по рассмотрении которых преосвященный разрешает дело лично сам от себя, или, когда потребуется формальное производство, предписывает о том консистории (Св. зак. т. X ч. I ст. 67 прим. 1).

 

Родство

Родство есть связь всех членов семьи мужеского и женского пола, от одного общего родоначальника происходящих, хотя бы не все из них носили его имя и прозвание.

Близость родства определяется линиями и степенями. Связь одного лица с другим посредством рождения составляет степень, а связь степеней, непрерывно продолжающихся, составляет линию.

Степень, от коей происходят две или более линий, называется в отношении к ним коленом, а сии линии, в отношении к своему колену, отраслями, или поколениями (Св. зак. т. X ч. I. ст. 196–199).

Родство плотское бывает двух родов: 1) однородное или кровное, и 2) разнородное или свойство. Разнородное бывает: или а) двухродное, или б) трехродное и т.д.

 

Родство однородное

Родство однородное, или кровное (единокровное) есть связь лиц, происходящих от одного родоначальника.

В однородном, или кровном родстве наблюдаются три линии: 1) восходящая, 2) нисходящая и 3) боковая.

1) Восходящая линия – та, которая от данного лица идет к его предкам в непрерывной связи степеней, от которых она происходит, т.е. от данного лица к его отцу, деду, прадеду и т.д.

2) Нисходящая линия – та, которая в прямой связи идет от данного лица к его потомству, т.е. от . него к детям его, внукам, правнукам и т.д.

3) Боковые линии идут от степеней, восходящих в сторону к тем лицам, которые с данным лицом имеют общих родоначальников, но с ним самим не соединяются непосредственно в прямые линии, или степени рождения.

Боковых линий в круге родства обыкновенно считается три, хотя может быть и более, если простирать родословную цепь слишком далеко.

Первая боковая линия исходит от первой восходящей степени, т.е. от отца и матери данного лица и простирается к братьям и сестрам его, от них к племянникам и т.д. (Св. зак. т. X ч. I, ст. 205).

Вторая боковая линия исходит от второй восходящей степени, т.е. от дедов и бабок и простирается к дяде данного лица, от него к двоюродному брату и т.д. (Там же ст. 206).

Третья боковая линия исходит от третьей восходящей степени, т.е. от прадедов и прабабок и простирается к их нисходящим, т.е. к двоюродному деду и двоюродной бабке данного лица, от них к двоюродному его дяде, от него к троюдному брату и т.д. (Там же ст. 207).

Так как близость родственных отношений данного лица к другому определяется числом степеней; а число степеней зависит от числа рождений, посредствующих в происхождении данного лица от другого, к которому степень родства отыскивается (в линиях нисходящих и восходящих), то поэтому в нисходящей линии сын занимает первую степень в отношении к отцу и матери потому что в происхождении от них сына посредствовало одно рождение, внук – вторую, правнук – третью и т.д.; в восходящей – первую степень занимает отец вторую – дед, третью – прадед и т.д. В линии боковой степени точно также считаются по рождениям, начиная от данного лица и восходя к общему родоначальнику а от него переходя по линии нисходящей к тому родственнику, с кем отыскивается степень родства.

 

Родство разнородное, или свойство

Двухродное родство составляют родственники данного лица и родственники жены его.

В родстве двухродном степени могут быть отыскиваемы или: 1) между одним из супругов и кровными . родственниками другого боковыми, восходящими и нисходящими от первого брака, или 2) между кровными родственниками обоих супругов.

Родственники одного супруга полагаются в отношении к другому в той же самой степени как бы они были собственными кровными его родственниками, так как муж и жена составляют в браке одну плоть, именно: тесть и теща полагаются к зятю в первой степени, как его собственные родители; братья и сестры жены (шурин и свояченница) во второй степени, как родные братья и сестры и т.д. Приемы для сличения степеней родства в этом случае те же самые, как и в родстве однородном.

Когда отыскивается степень родства между кровными родственниками обоих супругов, тогда нужно определить: а) в какой степени родственник мужа приходится к нему, и б) в какой степени родственник жены, в отношении к которому определяется степень, отстоит от нее (жены); потом количество степеней, с той и другой стороны сложить вместе; общая сумма покажет степень, в какой отстоят друг от друга родственник мужа и родственник жены.

Сестра жены моей состоит со мною, все равно как и с моею женою, во второй степени родства.

Брат мой с сестрою жены моей состоит в четвертой степени.

Дядя жены моей – моей племяннице приходится в шестой степени.

Между моим двоюродным братом и племянницею жены моей семь степеней.

В двухродном родстве, или свойстве, браки безусловно воспрещаются дочетырех степеней; в пятой степени могут быть разрешаемы епархиальным архиереем; а в шестой и далее священники сами могут приступать к повенчанию, за исключением случаев, в которых происходит смешение родственных имен, т.е., когда прежде младшие родственники через брак получили бы наименование старших, или же, будучи близкими, кровнымиродными, через брак стали бы между собою в двухродном родстве. Так, не следует венчать, без разрешения архиерейского, в следующих случаях:

1) с троюродною сестрою жениною (так как желавший вступить с таковою и без того приходится ей шурином);

2) с двоюродного сестрою мачехи отцевой (дабы дед и внук не сделались между собою шуринами);

3) с двоюродного сестрою жены братней;

4) со внукою сестры жены братней;

Внука сестры – и жене и мужу внука, а вышедши за брата мужа двоюродной своей бабки она стала бы ей сестрою.

5) с теткою жены дядиной сестра ее.

Перемешались бы родственный имена: племянница стала бы теткой, а тетка – племянницей.

В седьмой же степени сего родства брак не позволителен только в двух случаях:

1) с троюродною сестрою мачехиною

Сестра мачехи сделалась бы последней невесткою.

и 2) с двоюродною сестрою жены дяди.

Тетка сделалась бы сестрою.

 

Родство трехродное

Трехродное родство составляют родственники данного лица и родственники жены брата жены его, т.е., 1 род – муж, 2 род – жена его с братом своим или сестрою; 3 род – жена брата женина (шурина) или муж сестры жениной (свояченницы).

В родстве трехродном степени также считаются по линиям и количество степеней слагается в общую сумму.

В данном примере три рода: 1) мой род, 2) женин и 3) жены брата ее; в каждом роде по две степени, следовательно, всех степеней между моим братом и сестрою жены брата моей жены – шесть.

Между мною и сестрою мужа сестры жены моей четыре степени.

Брат мужа сестры моей с моею дочерью в 5-й степени: между дочерью моею и сестрою моею (ее теткою, а равно ее мужем – 3 степени, а между сим последним и его сестрою – 2.

Дальнейшие степени родства не приводятся здесь, так как они не необходимы для руководства. В полноте же можно найти их в Кормчей книге.

Родственные имена, встречающиеся в Кормчей книге из неупотребительных теперь, означают: Стрый великий – двоюродный дед;Тетка великая – двоюродная бабка; Стрый – дядя по отцу; Уец – дядя по матери;

Стрый малый – двоюродный дядя, иначе двоюродный брат отца или матери;

Тетка малая – двоюродная тетка, иначе двоюродная сестра отца или матери; Братанич – племянник – сын брата; Братанка – племянница – дочь брата; Сестричищ – сын сестры; Сестрична (сестреница) – дочь сестры;

Первые стрыйные или первая брату чада – двоюродные братья и сестры;

Вторые стрыйные или вторая брату чада – троюродные братья и сестры, или внучатные братья и сестры; также дети троюроднаго брата и сестры или внучатные племянники и племянницы; Внуки стрыйные – двоюродные племянник и племянница, или внучатные племянник и племянница.

Лицам, состоящим между собою в первой степени сего родства, браки ни в каком случае не могут быть дозволяемы, – и без точного разрешения епархиального начальства, священно- и церковнослужители не должны приступать к повенчанию и лиц, состоящих между собою во второй, третьей и четвертой степенях трехродного родства. Епархиальным лее архиереям, в дозволении совершения браков в родстве трехродном, предписано руководствоваться в точности указом Святейшего Синода от 25 апреля 1841 года, не запрещая ни в каком случае повенчания лиц, состоящих между собою в четвертой степени трехродного родства, и разрешая, по усмотрению нужды, сочетание браков тех лиц, которые находятся между собою во второй и третьей степенях трехродного родства (Ук. Синод. 1859 г. 28 Марта №2425).

Впрочем, в сличении степеней двухродного и трехродного родства (свойства) должно иметь в виду, что муж и жена, составляя один род для нисходящего потомства, не смешивают родов в восходящей от них линии. Пример: тесть с теткою своего зятя составляют, по-видимому, четыре степени, если считать, что зять и жена его составляют одну степень как для нисходящей, так и для восходящей линии; но, принимая на вид, что муж и жена не соединяют двух родов в один в линии восходящей, данные лица должны считаться лишь в пятой степени (Пример, представленный в Ук. Синод. 13 Декабря 1876 г.). Тетка с племянником в 3 степенях, а племянник ее к своему тестю не в одной, как следовало бы считать в линиях нисходящих, а в двух.

Особая клетка, в которой помещено слово «род», вводится здесь для яснейшего указания лишней степени, имеющейся между родными, указанными в приводимых примерах. Линия от ней должна быть принимаема в счет только при счислении степеней восходящего родства: к отцам, дедам и братьям, но она не считается для нисходящаго потомства, для которого и в этих случаях муж и жена составляют один род, и степени между ними не полагается ни одной.

Второй пример: Жена двоюродного брата состоит со мною не в 4-й, а в 5-й степени (Ук. от 4 Авг. 1875 г. №2051 и 1872 г. 23 Авг. №1627), потому что супруги должны считаться между собою в разных степенях для родственников, не принадлежащих к нисходящей линии, каковы: братья и сестры во 2-м примере или тетка и тесть в 1-м примере.

 

О родстве духовном

В родстве духовном брак воспрещается только между восприемниками с воспринятыми и с родителями сих последних, т.е. крестный отец и крестная мать не могут вступать в брак ни с самыми крестниками или крестницами, ни с их родными отцем и матерью. Восприемник же и восприемница (крестные отец и мать одного и того же дитяти) могут вступать в брак, также и крестные братья с крестными сестрами; только нужно об этом предварительно испрашивать разрешения епархиального начальства (архиерея); впрочем, в виду того правила, что при крещении «един довлеет восприемник, аще мужеский пол есть крещаемый; аще женский – токмо восприемница», определено также предоставить преосвященным разрешать вступление в брак восприемнику с матерью воспринятой им, если не встретится других законных к тому препятствий (Ук. Син. 19 Апр. 1873 г.).