В мае 2017 года по благословению архиепископа Брестского и Кобринского Иоанна в Бресте состоялся первый епархиальный съезд регентов и псаломщиков Брестской епархии, который собрал более 150 участников. Лейтмотивом съезда была память о том, что именно в Бресте в 20-е годы ХХ века была заложена традиция регулярных встреч регентов, давших импульс развития церковной музыке, исполнительскому и композиторскому творчеству. Памятником этого необыкновенного брестского опыта, который лишь сейчас пытаются воплотить в общецерковнoм масштабе, стала так называемая «Пинская партитура». Это был обиход церковного пения, составленный настоятелем каменецкой церкви протоиереем Александром Наумовым и регентом брестского собора Владимиром Поляковым при участии пинского кафедрального регента Константина Плевицкого и каменецкого регента Симеона Корнилюка. «Пинской» партитура названа лишь по месту издания, тогда как ее идея и осуществление всецело связаны с Брестом и процессом развития церковного пения, которые были так важны для настоятеля брестского собора протопресвитера Стефана Жуковского – просвещенного пастыря и церковного писателя, председателя миссионерского комитета полесской епархии, и его соратника и сослужителя Владимира Полякова, соборного регента и епархиального миссионера, расстрелянного советами в сентябре 1939 года. Именно миссионерский комитет издал партитуру, которая явилась выразителем опыта и стремлений брестских съездов регентов. Регулярные съезды регентов проводились в Бресте вплоть до сентября 1939 года, а сам Брест имел образцовые хоры: соборный под управлением В. Полякова и прекрасный хор Братской церкви под управлением адвоката Василия Пантелевича. Недавно в архиве Варшавской митрополии была обнаружена статья протопресвитера Стефана Жуковского подробно описывающая первый брестский съезд регентов 1927 года, который тогда стал образцом для всей Польской Православной Церкви, при деятельном участии митрополита Дионисия (Валединского), который, как истинный меценат искусства, поддерживал развитие церковного пения. Статья была помещена в церковном еженедельнике «Воскресное чтение» – общецерковном печатном органе польского православия межвоенного периода, издававшегося в Варшаве, который в целом содержит обширный материал об истории церковной жизни брестского края и должен стать важным источником для исследователей. Воспроизводя для читателей статью о. Стефана, мы желаем показать масштаб межвоенных съездов регентов в Бресте, их музыкальный и богословский уровень, который и сейчас является желанным образцом и показателем.
Промыслительно, что в статье брестского настоятеля находится фотография участников 1-го съезда регентов на фоне собора — это важное свидетельство брестской церковной жизни, которое будет интересно для историков и краеведов. Хотелось бы указать на ключевых участников съезда. Во втором ряду находятся яркие представители духовенства Брестчины, чья богатая жизненная история становится предметом специальных исследований: (слева направо) настоятель кобринского собора протоиерей Алексий Русецкий [см. обстоятельную статью прот. Михаила Носко о его жизни и служении]; епархиальный миссионер, член консистории протоиерей Владимир Шимановский; настоятель брестского собора, председатель миссионерского комитета протоиерей Стефан Жуковский (впоследствии протопресвитер); священник Федор Дмитриюк, который принимал деятельное участие в организации съездов, впоследствии архиепископ горьковский и арзамасский Флавиан; последним в этом ряду сидит соборный регент Владимир Александрович Поляков, помощник епархиального миссионера, являющийся важнейшим инициатором съездов и ответственный за их музыкальную составляющую. Говоря о музыкальной стороне служения, следует указать и брестских диаконов: первым слева стоит соборный протодиакон Федор Драгун, а первым справа — диакон братской церкви Василий Петрович.
Материалы об истории брестских регентских съездов содержатся в Государственном Архиве Брестской Области [фонд 2059, опись 1, дело 2968]. Считаю обязательным привести длинный перечень фамилий участников 1-го Брестского съезда, который сохранился в рапорте о. Стефана Жуковского полесскому архиепископу Александру Иноземцеву. Это необходимо сделать, как дань памяти служителям Церкви — регентам и псаломщикам — пламенно служивших своим искусством. Пусть это будет напоминание многим приходам об их предшественниках, прекрасных профессионалах, многие из которых были священническими детьми. Многие из них впоследствии приняли рукоположение и стали диаконами и священниками, сохранившими в советские годы наши местные традиции и особую формацию духовенства, многие стали жертвами советских репрессий. Уточнить биографии упомянутых участников съезда можно благодаря ценному лексикону духовенства и клириков авторства протоиерея Григория Сосны и матушки Антонины Троц-Сосны [ks. Grzegorz Sosna, m. Antonina Troc-Sosna, Hierarchia i kler Kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX-XXI wieku, Ryboły 2012, Warszawa-Bielsk Podlaski 2017].
Список участников 1-го съезда регентов (30 мая — 7 июня 1927 года) в Бресте, практически все из которых запечатлены на историческом фото (имена и названия местностей приводятся согласно оригиналу): Антон Голуб (Шебрин); Зосима Никитюк (Страдич); Александр Максимук (Каменица Жировецкая); диакон Василий Петрович (Брест братский); Николай Пронинский (Черни); Никита Павлючик (Прилуки); Михаил Янчук (Чернавчицы); Иван Гутовский (Вистыцы); Роман Грудовик (Кустын); Кирилл Москалюк (Велямовичи); Ефимий Бакун (Чемеры); Серафим Морозов (Войская); Михаил Еленецкий (Дмитровичи); Алексей Шурко (Пашуки); Василий Голуб (Покры); Борис Черняковский (Радость); Алексей Яруцкий (Орепичи); Феодор Пашкевич (Хмелево); Дмитрий Гриневич (Радваничи); диакон Феодор Драгун (Брест собор); Кирилл Мацкевич (Барщево); Михаил Мицевич (Верховичи); Алипий Несведов (Омеленец); Иван Рыщук (Расна); Антон Збудский (Збураж); Леонтий Квартырук (Домачево); Иван Шпак (Великорыта); Григорий Патеюк (Ляховцы); Владимир Куцелай (Замшаны); Николай Воскресеннский (Радеж); Климент Александрович (Орехово); Петр Бовбель (Кобрин); Михаил Семенюк (Кобрин); Марк Матюшик (Луково); Василий Малафейчик (Дывин); Трофин Горбацевич (Хабовичи); Василий Мосиевич (Вежки); Иван Малашко (Збироги); Терентий Зданевич (Здитово); Феодор Мартыньчик (Крупчицы); Лука Курилович (Мыщицы); Василий Гумянко (Озяты); Емильян Кайко (Сехновичи); Григорий Кравчина (Степанки); Игнатий Тимошук (Черевачицы); Павел Андреюк (Грушево); Григорий Стасевич (Головчицы); Семен Кришталюк (Городец); Павел Барановский (Детковичи); Василий Копычко (Бородичи); Иван Лупич (Деревная); Константин Красковский (Байки); Михаил Омелянюк (Вежное); Сергей Балабушевич (Матвеевичи); Григорий Синяк (Пружаны); Гавриил Наумов (Рудники); Никон Турцевич (Речица); Дмитрий Кунда (Смоляница); Петр Калишевич (Черняково); Михаил Иванчик (Шерешево); Арсений Зверев (Куплин); Евгений Наумов (Альба); Семен Наумов (Ворониловичи); Феодор Станкевич (Белавичи); Николай Демянович (Гощево); Василий Антонюк (Косово); Осип Барановский (Любищицы); Антон Левизор (Ружаны); Василий Малафейчик (Яглевичи); Стефан Жук (Глинное); Николай Карпович (Здитово); Всеволод Смирнов (Оброво); Михаил Брычкалевич (Святая Воля); Геннадий Триденский (Телеханы); Андрей Богданович (Озаричи); [вольнослушатели]: Дмитрий Наумов (Ворониловичи); Иустин Кульчицкий (Дывин); Василий Петрукович (Хорева); Никифор Денисюк (Андроново); Константин Вейс (Брест); Марк Жоголович (Кобрин); Константин Панько (Кустын); Владимир Бокиевич (Высоко Литовск); Владимир Михаловский (Дывин); Анатолий Троцюк (Гершоны); Серафим Самойлович (Каменец Литовск); Антон Былевец (Плянта); Филлип Былевец (Плянта); Савва Муляревич (Гершоны); Антон Поплавский (Д.О.К.9, Брест).
Виталий Михальчук (Варшавский Университет). Статья воспроизводится по источнику: «Воскресное Чтение» 35/1927, сс. 423-425.