Духовно-моральные ценности каждого народа связаны с национальными, «собственными» святыми. Среди почитаемых святых Евфросиния Полоцкая (1104–1173 гг.) занимает почетное место. Имя преподобной игуменьи стоит в одном ряду с именами таких восточнославянских подвижников как Антоний и Феодосий Печорские, Кирилл Туровский, Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский и др. Форма почитания святой складывалась исторически и вобрала в себя религиозные представления и обычаи различного происхождения.
На современном этапе Евфросиния Полоцкая стала восприниматься покровительницей белорусского народа и женского Спасо-Евфросиниевского монастыря, ведь преподобная причастна не только к развитию христианской веры, но и содействовала развитию духовной культуры и просвещения. Преподобная Евфросиния была одной из немногих святых женщин, которые сумели принять на себя духовно-материальные трудности основания двух монастырей с заботами об их надлежащем обустройстве.
Предслава (будущая игуменья Евфросиния) родилась в одном из древних восточнославянских городов – Полоцке, который был центром Полоцкого княжества, самого сильного в период с IX по XIII век на территории современной Белоруссии. Преподобная была праправнучкой в пятом колене святого равноапостольного князя Владимира Святославича (память – 15/28 июля) и дочерью полоцкого князя Святослава-Георгия. Мать Евфросинии, княжна София, была дочерью Владимира Мономаха. Таким образом, Евфросиния по отеческой линии принадлежала к роду полоцкой династии Изяславичей, Рогволодовых внуков, а по материнской – князя Ярослава Мудрого.
Житие Евфросинии Полоцкой» является главным источником для создания исторического портрета преподобной игуменьи. На сегодняшний день известно более чем 130 списков этого произведения. Однако на основании «Жития» тяжело воссоздать реальную биографию Евфросинии Полоцкой, что обусловило возникновение и существование многочисленных гипотез насчет времени и места рождения святой.
Время рождения Евфросинии рассматривается историками в широких пределах с 1101 по 1120 гг. Наиболее достоверно, что Евфросиния родилась в период между 1101–1104 годами. Сопоставление событий церковно-политической истории со сведениями из Жития Евфросинии Полоцкой позволяет определить время возникновения женского монастыря святого Спаса – 19 августа 1126 года. Иными словами, монастырь был основан не позже 1128 года (год кончины полоцкого князя Бориса Всеславича, который присутствовал во время передачи метохии Святой Софии загородного городка Сельца), а потому мнения о времени рождения в 1110, 1120-х гг. не обоснованы.
Место рождения Евфросинии в тексте «Жития» точно не названо, что обусловило появление нескольких версий. Большинство историков полагает, что местом рождения был Полоцк. Однако белорусский историк А. А. Мельников (1963–1997 гг.) предлагал другую гипотезу, согласно которой местом рождения святой стал удельный город Витебск, ведь в то время Витебское княжество полагалось Святославу, отцу Евфросинии. Современный российский историк А. Е. Пресняков дополнил аргументацию данной гипотезы фактом княжения в Витебске внуков Святослава-Георгия.
Высказанная гипотеза о месте рождения Евфросинии в Витебске была критически оценена известным исследователем истории Полоцкой земли Л. В. Алексеевым, который опроверг мнение о рождении Евфросинии в Витебске, поскольку, на его взгляд, в то время город принадлежал Смоленскому княжеству.
Существует третья версия места рождения святой. Советский историк-медиевист О. М. Рапов считал, что наследное владение Святослава находилось в Изяславле (современное Заславье).
Наличие нескольких гипотез о месте рождения преподобной Евфросинии сегодня может стать основой для исторических фальсификаций. Полоцк, в честь которого деятельность Преподобной Евфросинии стала известна во всем мире, согласно некоторым мнениям не был малой родиной знаменитой игуменьи и просветительницы.
В поисках ответа на вопрос о рождении Преподобной нельзя обойтись без рассмотрения реалий истории Полоцкой земли начала XII в. В то время в Древней Руси существовали два типа княжеских семей: отеческая и братская. В княжеской семье «отеческого типа» верховными властными правами обладал отец. После смерти отца княжеская семья из отеческой превращалась в братскую, что в свою очередь предусматривало взаимное равенство всех братьев между собой.
На Полотчине XI в. существовала княжеская семья «отеческого» типа. С 1003 г. в Полоцке единодержавно правил Брячислав Изяславич, с 1044 г. княжил его сын, знаменитый Всеслав. После смерти Всеслава в 1101 г. Полоцкая земля досталась в наследство семи его сыновьям: Борису, Глебу, Давиду, Рогволоду, Роману, Ростиславу, Святославу.
Старшим из сыновей князя Всеслава был Борис. Он стал полоцким князем после смерти отца и княжил в 1101–1128 гг. Второй по старшинству князь Глеб получил Минск и проводил активную внешнюю политику по расширению своих владений. Последующие князья уделов не получили. В этой связи возникает закономерный вопрос: где находились остальные пять братьев? Согласно летописям, один из старших братьев, князь Давид, искал своего счастья с помощью южнорусских князей. В 1104 г. он вместе с ними напал на Минск, но безуспешно. Очевидно, что Давид, как один из старших сыновей Всеслава, был обижен тем, что ему не досталось удела, и решил взять свое силой. Святослав, отец Предславы-Евфросинии, был одним из младших сыновей Всеслава Брячиславича.
В начала XII в. в Полоцкой земле существовал только один удел – Минский. Минский князь Глеб решительными действиями и отвагой не уступал своему славному отцу Всеславу Чародею. После конфликта с киевским князем Владимиром Мономахом, Глеб был отправлен в заключение (поруб), а Минский удел был присоединен к киевским владениям.
В летописях Глеб упоминается как князь Минска, тогда как остальные сыновья Всеслава называются полоцкими князьями без определения мест княжения. Кроме Минска мы имеем некоторые косвенные свидетельства о Друцком уделе, куда был отправлен Борис еще при жизни Всеслава. Вероятно, Друцкий удел Борис сохранил за собой во время Полоцкого княжения (1101–1128 гг.). Выделение Витебского, Изяславльского, Логойского, Борисовского, Лукомльского уделов происходит значительно позже и связано с дальнейшим разрастанием рода Рогволодовичей.
Витебск, как отдельный удел в составе Полоцкой земли, где якобы княжил младший Святослав, не мог быть выделен в начала XII в. Вполне возможно, что на момент рождения Предславы Святославовны Витебск был княжеской вотчиной Смоленска, и это княженье давалось смоленским князем своим сыновьям. Только во второй половине XII ст. в Витебске стали княжить Рогволодовичи, внуки Святослава – Брячислав (1170-е гг.) и Всеслав (1180–1186 гг.).
Таким образом, в начале XII в. число сыновей Всеслава не соответствовала числу уделов Полоцкой земли. В этом смысле властные права пяти князей (Давида, Рогволода, Романа, Ростислава и Святослава) ограничивались Полоцком. Поскольку Святослав был одним из младших братьев Всеславичей, он не мог получить полоцкий удел после смерти отца, и с 1101 до 1129 г. находился в Полоцке.
В 1129 г. состоялся поход киевского князя Мстислава Владимировича на Полоцкую землю. Полоцкие князья Святослав, Давид (который уже на тот момент был Полоцким князем) и Ростислав были высланы Мстиславом в Константинополь, дальнейшая судьба Святослава неизвестна.
Таким образом, на сегодняшний день нет никаких исторических сведений о рождении Преподобной Евфросинии вне границ Полоцка. Именно Полоцк является местом начала знаменитого жизненного пути Евфросинии Полоцкой. Со времен глубокой старины почитание Евфросинии Полоцкой эволюционировало от местного к общенациональному и постепенно поднялось на так называемый «надрелигиозный» официальный уровень.
По мнению профессора, доктора исторических наук Д.В.Дука, в формировании современных общественных представлений о прошлом важная роль должна отводиться исторической науке. Научное мировосприятие, в том числе о прошлом, должно опираться на точные факты. Допускать иное мнение на предмет определения места рождения Преподобной Евфросинии Полоцкой, кроме собственно Полоцка, у современных профессиональных историков нет никаких оснований. Одной из задач является разрушение уже сложившихся фальсификаций. Например, в свое время с легкой руки историков ХІХ–ХХ веков был рожден миф о том, что знаменитый полоцкий князь Всеслав Брячиславич имел прозвище «Чародей». С того времени эта прозвание применительно к деду знаменитой христианской просветительницы Евфросинии Полоцкой используется чуть ли не повсеместно, даже в официальных текстах. Допускать новые исторические фальсификации, которые могут стать прочной основой формирования общественного сознания, современные историки не должны.