Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные отцы, иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
В эти дни, когда мы молитвенно вспоминаем подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, явленный нашими достославными предшественниками в годину лютых испытаний, я обращаюсь ко всем вам словами апостольского приветствия: благодать и мир вам да умножатся в познания Бога и Xpucma Иисуса, Господа нашего (2 Пет. 1, 2).
Сто лет назад в вихре постреволюционных перемен богоборцы нашли, как им казалось, подходящий повод для того, чтобы развернуть мощную антирелигиозную кампанию: под предлогом сбора средств для нужд голодающих Поволжья и других регионов страны началось насильственное изъятие церковных ценностей, сопровождавшееся репрессиями духовенства, монашествующих и мирян. Беззаконие и произвол, попрание и надругательство над святынями вскоре стали повсеместными.
В условиях жесточайших гонений в феврале 1922 года святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, обратился ко всем верным чадам Русской Православной Церкви с особым посланием, в котором свидетельствовал об активных усилиях, которые предпринимает Церковь, чтобы поддержать страждущее от голода население. Помимо призывов к главам отдельных христианских конфессий помочь денежными средствами и продовольствием, по благословению святителя Тихона был основан специальный церковный комитет, а во всех храмах организован сбор пожертвований.
Более того, принимая во внимание масштабы бедствия, Патриарх разрешил
«жертвовать на нужды голодающих драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления». Единственно, с чем не мог согласиться Первосвятитель, — с изъятием из храмов «священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство» (Послание Патриарха Тихона о помощи голодающим и изъятии церковных ценностей, 15/28 февраля 1922‘г.).
Однако, несмотря на ясно изложенную и обоснованную позицию Патриарха Тихона, насильственные изъятия продолжились. Достаточно напомнить о событиях, произошедших в марте 1922 года в Шуе, чтобы понять, какое на самом деле отношение к Церкви было у новой власти. По толпе людей, вставших на защиту попираемых святынь, был открыт пулеметный огонь. Совершенным злодеянием преследования верующих, увы, не закончились.
Богоборцы не скрывали, что видят своей главной целью окончательную и скорую расправу над Русской Православной Церковью. И сегодня, спустя сто лет, нельзя без содрогания читать страшные строки директивы: «Чем большее число представителей реакционного духовенства … удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше, … чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать». Не забота о голодающих людях, но адская злоба и ненависть к Церкви двигали безбожными строителями новой России.
В ходе кампании по изъятию церковных ценностей только за первое полугодие 1922 года большевиками было спровоцировано более 1400 случаев кровавых столкновений, которые сопровождались арестами, показательными судебными процессами, расстрелами, тюремными заключениями и ссылками.
В этих преследованиях и страданиях за имя Христово тысячи чад церковных явили пример крепкой веры и духовной стойкости, терпения и мужества, приняли мученическую смерть и неувядающие венцы славы (1 Пет. 5, 4). Ныне же они предстоят Престолу Вседержителя, вознося молитвы о Церкви Русской, о земном Отечестве нашем, о странах и народах, принадлежащих к православной традиции.
Размышляя о причинах трагических событий XX века, мы свидетельствуем: все попытки построить светлое будущее без Бога обречены на неудачу, а посему и не могут дать людям столь желанного счастья и благополучия. Поистине, если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его, если Господь не охранит города, нanpacнo бодрствует страж (Пc. 126, 1). Нужно быть слепым, чтобы не видеть этого главного урока минувшего столетия.
Вспоминая прошлое, совершая спасительную миссию в настоящем, Церковь ожидает славного Второго пришествия Христова, когда, по слову Священного Писания, будет Бог всяческая во всех (1 Кор. 15, 28), когда ompeт Он всякую слезу с очей людских, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее проидет (Откр. 21, 4).
Пока же, пребывая на земле и со смирением проходя предлежащее нам поприще (Евр. 12, 1), будем стремиться жить по Евангельским заповедям, усердно молиться и неленостно трудиться, уклоняться от зла и творить благо (Пc. 33, 15), хранить единство духа в союзе мира (Еф. 4, 3).
Бог терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Xpucтa Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами ставили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Xpucтa (Рим. 15, 5-6). Аминь.
Кирилл, Патриарх Московский и Всея Руси