23 августа 1942 года в деревне Всходы произошла трагедия. В этот день немцы убили 25 жителей села и окрестных хуторов. Эта дата навсегда засела болью в душе у сельчан, стала черной страницей в истории деревни. Современники этих событий, родственники погибших посещают братскую могилу, которая находится в стороне от села в лесном массиве. Около 15 лет назад за счет собранных от населения средств, помощи земляков, местного сельхозпредприятия и других организаций, на том месте был установлен обелиск. Во вторник, 23 августа, по случаю 80-летия с момента этого трагического события у монумента прошел митинг-реквием с участием жителей и уроженцев деревни, учащихся Немержанской школы, представителей сельисполкома, отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома, общественных организаций.
Тогда, в 1942 году, еще только зарождалось в нашем крае партизанское движение. Часто на отдаленные хутора приходили прятавшиеся в лесах красноармейцы, бежавшие из плена или вырвавшиеся из окружения. Приходили на ночлег, просили картошки запеченой в мундире, новую ткань для портянок. Хуторяне помогали им, хоть и понимали, что этим подвергают себя опасности.
— У меня здесь покоится пять человек из родни. В тот злополучный день каратели убили всю нашу семью. Спасся только мой отец и его сестра, которых в тот момент не было дома. В 1942 году начали создаваться партизанские отряды. Среди тех, кто ушел к «народным мстителям» были и мужчины из деревни Всходы. В августе 42-го на дороге близ села было убито три полицая, а один сумел сбежать и, добравшись до полицейского участка в Брашевичах, сообщил о случившемся. У карателей было такое правило: если нет возможности расправится с виновным, за каждого своего убивали по десять мирных жителей. Чуть позже оккупанты приехали в деревню со списком. В нем было много жителей хуторов, — рассказал родственник погибших уроженец деревни Владимир Григорьевич Попеня. – Тот, кто в то время был дома, попал в лапы фашистам. Сельчан разделили на две группы. В одной из них были те, кого потом отпустили, а другую отвели в лес, заставили рыть яму и расстреляли.
Среди 25-ти невинно загубленных людей было 9 женщин, 8 детей. Это, и старые люди, и те, кто еще только начал жить, – дети в возрасте 8-ми,9-ти, 12 лет.
— Говорят, что на присыпанной землей могиле до самой ночи было заметно как шевелилась земля. Видимо, не каждый из жертв тогда получил смертельное ранение. Многие из сельчан, кто уцелел, от пережитого ужаса не разговаривали около месяца и дым от сожженных хуторов простирался над местностью еще недели две. Наши родители не часто говорили об этом. Понятно, что им просто больно было вспоминать. К тому же, у них не очень-то и имелось свободного времени погружаться в воспоминания, они день деньской трудились на земле, чтобы в нелегкие послевоенные годы прокормить нас, детей, одеть и обуть, дать путевку в жизнь, — высказалась Раиса Николаевна Пунько.
По случаю этой памятной даты был организован велопробег с участием представителей отдела по образованию, ДШИ, отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи. Старт был дан у здания Военно-исторического музея имени Д.К. Удовикова. Велогруппа преодолела расстояние в более, чем 25 километров, чтобы почтить память жертв нацизма. Участники митинга возложили цветы к братской могиле, после чего панихиду по безвинно убиенным отслужил настоятель Успенской церкви в деревне Лосинцы протоиерей Николай Пашкевич. Слово для выступления было предоставлено местным жителям, которые являются современниками и очевидцами этого события, а также военному комиссару Дрогичинского района Олегу Андрощуку.
60