27 августа 2023 года в день явления иконы Божией Матери «Бушмичская» в урочище «Грушка» (д.Бушмичи) состоится соборная Божественная Литургия, которую возглавит архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн в сослужении духовенства Брестской епархии.
Расписание богослужения:
8.00 — часы.
8.30 — встреча архиепископа Брестского и Кобринского Иоанна
9.00 — Божественная Литургия святителя Иоанна Златоуста
Историческая справка:
В 1988-1900 годах менее километра южнее деревни Бушмичи было явление Божией Матери. Историю этого «святого места» частично удалось проследить по архивным документам, а именно в делопроизводстве уполномоченного Совета по делам РПЦ по Брестской области и Исполнительного комитета Каменецкого райсовета депутатов трудящихся Брестской области.
В качестве наиболее раннего и, вероятно, единственного известного письменного источника по истории возникновения урочища «Грушка» можно привести отчетно-информационный доклад уполномоченного Совета по делам РПЦ по Брестской области за 2-й квартал 1953 г. В этом документе содержится запись воспоминаний жителя д. Бушмичи Пашкевича Петра Тимофеевича (1883 г.р.), современника описываемых событий:
«Примерно в 1899 или 1900 году в полукилометре от д. Бушмичи, на горке под грушей какая-то девушка якобы видела «явление Божьей Матери». Другие женщины после стали говорить, что на этом месте видели «тайный свет». На место «явления Божьей Матери» приезжал становой пристав, который распорядился срезать старую грушу. Против станового пристава было массовое выступление женщин. Потом к этому месту началось массовое паломничество верующих. Привозили больных для «исцеления», брали «святую землю», а церковники собирали пожертвования. По «обету» — ставили кресты. Под грушками же была поставлена икона «Божьей Матери» с «неугасимой» лампадкой. Верующие люди собирались на этом месте поставить церковь, был заготовлен материал, но война 1914-1918 гг. помешала» [1. Ф. 1482, оп. 2, д. 14, л. 81-88].
Еще один рассказ о возникновении этого культового места содержится в книге «Забытых таямніцаў чар» уже в виде легенды, в которой, правда, отсутствует какая-либо датировка событий, но приводится конкретное имя девушки-очевидца:
«Неяк раніцай дзяўчына-падлетак Параскоўя з сям’і Паўлючукоў з вёскі Бушмічы пасла на ўзгорку авечак каля вялікай разгалістай грушы. Набліжаўся поўдзень, на небе ніводнай хмаркі. Раптам пад дрэвам з’явілася Божая Маці ў вобразе жанчыны. Навокал яе зіхацелі сонечныя праменні. Дзяўчына заплакала і распавяла жанчыне пра сваю сірочую долю. Божая Маці супакоіла малую і сказала, што тая будзе здаровая і шчаслівая, пасля чаго выява знікла. Людзі паверылі ў расказ сіроткі і сталі лічыць гэтае месца святым. Ішлі гады. Усякія здарэнні, якім там адбываліся, пераканаўча даказвалі, што месца гэта святое, і там трэба маліцца за здароўе блізкіх»* [2. С. 142-143].
В послевоенное время Бушмичи вместе с урочищем «Грушка» относились к православной приходской общине с центром в д. Верховичи, которая охватывала 16 населенных пунктов из Верховичского и Бушмичского сельсоветов. В это же время упоминается часовня «под грушками» – «Успенская», возведенная в 1942 г. местными жителями. Здание часовни было деревянным, на каменном фундаменте, с жестяной крышей, вместимостью на 50-60 человек (30 м. кв.). С восточной от нее стороны «в малой ограде под грушками» находилась икона «Успения Божьей Матери», писаная на холсте. Вся территория «святого места» общей площадью 0,5 га была обнесена оградой и на 2/3 данное пространство было занято обетными крестами. В упомянутом выше докладе уполномоченного Совета по делам РПЦ сообщалось, что на 1953 год количество крестов насчитывалось более двухсот, на многих из них присутствовали надписи «за здравие, благополучие в жизни и благоденствие» с датировкой в диапазоне 1910-1953 гг. [1. Ф. 1482, оп. 2, д. 14, л. 81-88].
Престольным праздником в Бушмичах было «Успение» (28 августа), в этот день до 1950 г. «к святому месту под грушками» совершался крестный ход из Верховичской церкви. После 1950 года совершались только массовые молебны в часовне и около иконы – на «Фоминой неделе» и на Успение, а также происходило освящение крестов. Прекращение проведения «крестных ходов» было связано с налагаемыми со стороны советских властей ограничениями в рамках общей политики государства по отношению к религии. В частности, священникам предписывалось при проведении богослужений ограничиваться пределами церковной ограды (согласно законодательства о культах богослужения под открытым небом запрещались). Но к святому месту «под грушками» поток паломников не иссякал, что и отмечалось уполномоченным в докладе по отчетному периоду за 1958 г. [1. Ф. 1482, оп. 2, д. 24, л. 56]
28 ноября 1958 г. вышло Постановление ЦК КПСС «О мерах по прекращению паломничества к т. н. «святым местам», после которого повсеместно началась кампания фактически по уничтожению почитаемых народных святынь. В секретном отношении председателя Совета по делам РПЦ Карпова Г. к уполномоченным на местах от 22 апреля 1959 г. за №203/с высказывалось недовольство текущим положением дел по данному вопросу. Указывалось, что уполномоченные Совета ограничились лишь выявлением подобных «святых мест» и не предпринимали никакого участия в разработке мер по «прекращению паломничества и закрытию «святых мест». [1. Ф. 1482, оп. 2, д. 23, л. 54-55.] Рекомендации здесь не отличались разнообразием: «прекратить», «закрыть», «запретить», «провести массовую политико-воспитательную работу среди населения», «выявить», «разоблачить», «привлечь к ответственности».
В отчетном докладе уполномоченного по Брестской области за 1959 г. сообщалось, что в декабре по Бушмичской часовне были оформлены материалы и пересланы в Совет для снятия с учета действующих [1. Ф. 1482, оп. 2, д. 25, л. 2-3]. В отчетном докладе за 1960 год говорилось уже о ликвидации данного «святого места» [1. Ф. 1482, оп. 2, д. 27, л. 2-3]. Часовня была разобрана, груша выкорчевана, кресты вывезены и сожжены [2. С. 142-143].
Люди, видимо, все же продолжали местную традицию почитания уничтоженной святыни. «Святая груша» вновь всплывает в документах Каменецкого райисполкома уже в 1980 году. Здесь уже упоминаются посаженная на месте разобранной часовни новая груша, установленные якобы «в память об умерших родственниках» небольшие кресты и паломничество на Успение. В сохранившейся справке рекомендовалось организовать и провести работу по очередной ликвидации «святого места», обязав правление колхоза им. Дзержинского распахать указанное место, и впредь не допускать его возрождения [1. Ф. 1059, оп. 1, д. 693, л. 22, 25].
«Ликвидация» была проведена 9 июня 1980 г. Участие в ней приняли председатель районной комиссии содействия по соблюдению законодательства о религиозных культах, председатель Верховичского сельсовета, председатель колхоза им. Дзержинского и сотрудники РОВД. Около 200 установленных на протяжении 10 лет крестов (практически все, за исключением одного металлического, были деревянными) были вывезены и сожжены. По сему поводу и была составлена справка. Сама же площадка была распахана и засеяна зерновыми [1. Ф. 1059, оп. 2, д. 696а, л. 4-7, 12.].
С развалом Советского Союза «святое место» возродилось вновь. С 1996 года разрешили собираться верующим и священникам совершать молитву. В 2007 г. здесь было положено начало строительству нового храма в честь Явления Божией Матери, который освятил Епископ Брестский и Кобринский Иоанн в 2012 году 27 августа.
В настоящее время в день памяти явления Божией Матери 27 августа собирается много паломников в урочище «Грушка», а так как еще идут дни успенского поста, то большинство богомольцев причащается. Богослужение совершается на улице. Есть народное предание, которое гласит, что Пречистая оставила девочке завет для народа: «Исполняйте заповеди Божии и тогда ни в чем не будете знать нужды». Пресвятая Богородице спаси нас!