8 декабря 2023 года в Воскресной школе храма Воскресения Христова г. Бреста состоялся III этап региональных Рождественских образовательных чтений Брестской епархии «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего», где педагог воскресной школы прихода храма преподобного Серафима Саровского в г. Белоозерске Тамара Анатольевна Ковалевская прочитала доклад о проведенном историческом исследовании. Доклад публикуем ниже.
Ковалевская Т.А.
Педагог воскресной школы прихода храма
преподобного Серафима Саровского
в г. Белоозерске
III этап региональных Рождественских образовательных чтений Брестской епархии
Организация и ведение работы по религиозному образованию на приходе через исследовательскую деятельность
Как известно, все мы родом из детства. Действительно, детство – это удивительная пора. Это время, когда закладываются основные жизненные ориентиры, которые в последствии будут помогать взрослому человеку осуществлять выбор и принимать решения. Иногда светлые воспоминания из нашего детства, как тихое эхо, могут возвращать нас в безмятежное, открытое и абсолютно искреннее состояние души. Именно поэтому так важно не пропустить ребенка, и так важно успеть передать ему то, что, возможно, впоследствии всколыхнет в нем те самые правильные искренние чувства, которые помогут ему жить христианской жизнью, наполненной самими добрыми смыслами. История нашей исследовательской деятельности в чем-то именно об этом.
Проезжая по дороге, которая идет через д. Ольшево нельзя не заметить один особый объект – остатки храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Груда сцементированного кирпича – это все что осталось от былого величия прекрасного архитектурного строения.
Когда я сама была маленькой девочкой, мне доводилось часто бывать там, потому что рядом с этим необычным местом проживали мои тетя и дядя. Через прихрамовое кладбище пролегала тропка, по которой мы с папой ехали на велосипеде каждый раз, когда посещали наших родственников. Я видела могилки по обе стороны от тропинки, накренившиеся кресты. И однажды я спросила: «Папа, а кто здесь похоронен?» На что папа ответил: «Кажуць, нейкi бацюшка…» «А что за камень?» «Тут была царква». И все. Ни имени, ни истории. А в детской голове сразу поселилось абсолютно искреннее непонимание: неужели так бывает? Я с этим вопросом так выросла. Стала певчей храма преподобного серафима Саровского в г.Белоозерске, чуть позже – преподавателем воскресной школы. И к этому вопросу вернулась. Однажды, на Радоницу, когда мы с молитвой объехали все кладбища и возвращались домой. А мимо Ольшеввского кладбища просто проехали и тогда в голове как-то само собой пронеслось: «Там же батюшка, а мы едем мимо…» Наверное, этот момент стал отправной точкой и было решено попробовать восстановить историю храма и все-таки выяснить, что же за батюшка похоронен на этом старом заброшенном кладбище. Своей идеей я поделилась с воспитанниками нашей воскресной школы. Они с воодушевлением поддержали ее, и так начался наш исследовательский путь.
В итоге, была оформлена исследовательская работа под названием «Воссоздание истории разрушенного храма в д. Ольшево Березовского района как способ восполнения исторических пробелов и сохранения духовного и культурно-исторического наследия родного края». Изначально, мы решили изучить источники сети Интеренет с целью установить существующие известные факты об Ольшевской церкви. Мы выяснили, что в 1809 году граф Пусловский построил костел в честь святого Войцеха. Храм был фамильным местом молитв, где также находилась и усыпальница графов Пусловских. Но в 1866 году началась его история как православного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Предпосылкой тому послужили итоги восстания 1863 г., года католические и униатские храмы передавались Православной церкви. Как православный храм Свято-Успенская церковь просуществовала почти 100 лет, однако она был разрушена в середине 60-ых годов XX столетия. Сейчас уже известен и точный год – 1965. Сохранилось единственное фото строения 30-ых годов. И все. Казалось, что имена, события, факты – вся история этого уникального храма безвозвратно исчезает.
В начале нашего исследовательского пути нас окружали вопросы о том, что поиск, а тем более получение каких-то новых сведений о разрушенном деревенском храме практически невозможны. Но наша поисковая деятельность в итоге привела к обнаружению ряда артефактов, предметов, ранее принадлежавших храму. Певчая храма в честь Преподобного Серафима Саровского г. Белоозерска Валентина Вашкевич очень помогла нашему поиску, предоставив приходно-расходную книгу из Ольшевской церкви, датированную 1937 и 1938 годами. Оказывается, дедушка Валентины служил певчим в этом храме. Книга каким-то образом осталась у него.
Вскоре после обнаружения приходно-расходной книги в наши руки попадает еще один артефакт – алтарный подсвечник, найденный на приусадебном участке рядом с территорией храма, во время полевых работ. Павел Антонович Мурин, хозяин участка, очень просто объясняет обнаружение этой находки. Дело в том, что непосредственно перед осуществлением взрыва, оставшаяся церковная утварь переносилась в плебанию. Во время этой нехитрой транспортировки, подсвечник просто выпал и остался лежать в земле.
Итак, имея в руках церковный подсвечник и приходно-расходную книгу, мы стали планировать свои дальнейшие действия. Особое внимание привлекла самая первая запись в этой книге: «На 14 апреля 1937 года по смерти настоятеля Ольшевской Церкви Митрофорнаго Протоиерея о. Иллариона Кадлубовского осталось наличными деньгами 40 з. 45 гр.» Таким образом, мы получили имя настоятеля храма периода 30-ых годов XX столетия: Илларион Кадлубовский.
Узнав имя священника, мы стали просматривать странички сети Интернет в поисках ниточек, связей, информации. Поисковик выбросил нас на страничку radzima.org, где мы и познакомились с прямым потомком, а именно праправнуком, отца Иллариона – Михаилом Ворожцовым.
Михаил Леонидович Ворожцов сейчас проживает в г. Москве. Он оказался очень неравнодушным человеком. На протяжении нескольких лет собирал архивные материалы, накапливая факты из жизни Настоятеля Свято-Успенского храма – отца Иллариона Кадлубовского. Михаил Леонидович предоставил нам многие документы, которые позволили восстановить ход жизни настоятеля храма, а вслед за ним и многие факты о самом храме.
Много информации об отце Илларионе можно почерпнуть из статьи, повествующей о праздновании 65 летия пасторского служения о. Иллариона, в газете «Воскресное чтение» за 1931 год.
Бесценными находками, обнаруженными в ходе исследования, являются фотографии, на которых изображен батюшка и его семья. Итак, что же нам удалось выяснить о священнике, который прослужил на приходе Ольшевской церкви 71 год – с момента рукоположения в ней до своей смерти в 1937 году. Илларион Иванович походил из династии священников, служивших на протяжении нескольких поколений в Свято-Троицком храме в д. Бездеж Дрогичинского района. В 1865 г. Илларион Иванович Кадлубовский окончил Литовскую духовную семинарию в Вильно и 27 июля 1866 был рукоположен в священники в Ольшевской церкви. В 1896 году был назначен Коссовским благочинным и нес свое служение в данной должности 16 лет. Отец Илларион был награжден всеми знаками отличия, доступными для сельского священника того времени. И теперь кажется необъяснимым, как имя такого священника могло быть забыто. Ведь и у нас на начало нашего исследования не было никакой информации кроме простого знания того, что где-то рядом с местом, где когда-то возвышался храм, был похоронен какой-то батюшка.
В том, что о. Илларион был удивительный батюшка, мы не переставали убеждаться с каждой новой находкой нашего исследования. Период с 1921 по 1939 был особенно неоднозначным и тяжелым в истории православной церкви. Именно этот период повлек за собой такое явление как «ревендикция», то есть процесс, в ходе которого православные храмы, основанные в строениях бывших костелов или униатских церквей, передавались католической церкви. Ревендикции подлежала и Ольшевская церковь. Но отец Илларион не побоялся выступить в защиту своего храма. Написав рапорт, он отстоял Ольшевскую церковь и сохранил ее как православный храм. Копия рукописи рапорта была также предоставлена М.Л. Ворожцовым.
Чтение рукописи было особой радостью для нас. Всплывали картины истории, жизни, которой жили наши предки 100 лет назад. Прояснились многие исторические вопросы. После знакомства с Михаилом Ворожцовым мы захотели помочь ему отыскать могилу его прапрадедушки. Но поиски могилы представляли определенную сложность. Ведь с течением времени кладбище стало заброшенным, заросшим.
Наша исследовательская деятельность не осталась незамеченной. Появился круг ребят, заинтересованных в поиске новых фактов и артефактов. В итоге сформировался небольшой поисковый отряд. И в мае 2022 года мы направились в д. Ольшево с целью найти могилу отца Иллариона на прихрамовом кладбище. Поиски проходили сложно: кладбище очень сильно заросло. Многие могилы разрушены. Мы, было, совсем утратили надежду.
И буквально в последний момент мы обнаружили фрагмент памятника, который привлек наше внимание. Сначала мы предположили, что это отломанное основание креста, которое просто валяется на земле. Но позже, убрав слой пожухлой листвы прощупав грунт, мы поняли, что имеем дело с основанием памятника, установленного у места захоронения. Однако, верх надгробия, а вместе с ним и надпись оказались безнадежно разрушены и навеки утрачены. К сожалению, окончательно убедиться в том, что надгробие принадлежит месту захоронения отца Иллариона нам так и не удалось.
Но основания полагать, что перед нами могила отца Иллариона, остаются. В д. Бездеж есть аналогичный памятник. Он установлен у могилы отца Александра Кадлубовского, брата отца Иллариона, который умер в 1934 году. Период захоронения братьев один и тот же, стилистика памятников схожа. Также доказательством того, что найденные нами остатки памятника довоенного периода, является голубоватый оттенок бетона памятника, найденного в д. Ольшево. Технология изготовления бетона до Второй мировой войны была такова, что в итоге получалось изделие вот такого характерного голубоватого цвета. Этот вопрос мы выяснили у опытного строителя.
В ходе нашего исследования нам также стало известно, что в храме Святой Живоначальной Троицы в аг. Пески можно увидеть Царские врата из Ольшевской церкви. Необходимо было выяснить, действительно ли это так.
Мы связались с настоятелем храма отцом Владимиром Глушаком, который нам и показал эти самые врата и даже несколько икон, которые с большой вероятностью также принадлежали храму в д. Ольшево.
Как, например икона «Коронация Пресвятой Богородицы». Данная икона не соответствует канонам православной иконописи. И кивот, который обрамлял данную икону, также по своему строению и декору более соответствует традициям католической церкви.
Во время визита в Песковскую церковь мы также приехали не с пустыми руками. Павел Антонович Мурин передал нам вместе с подсвечником старую фотографию, на которой изображен священник Валериан Шеметило. Жители агрогородка Пески до сих пор хранят светлую и добрую память о своем священнике. Но, пожалуй, сейчас мало кому известно, что фактически до разрушения храма отец Валериан был настоятелем Ольшевской церкви. Фото, которое мы получили от Павла Антоновича, уже старенькое и очень маленькое и мы решили его отсканировать. И вот отсканировав и увеличив его, мы делаем еще одно открытие. На фото отец Валериан запечатлен на фоне алтаря храма у раскрытых Царских врат. И это те самые врата, которые нам показал отец Владимир в Свято-Троицком храме. Это Царские врата и вид на алтарь Ольшевской церкви. Таким образом, мы получили единственное фото, которое изображает внутреннее убранство Ольшевской церкви. И для нас эта находка и это открытие было особенно ценным в конце нашего исследовательского пути.
Павел Антонович Мурин и Валентина Николаевна Вашкевич передали храму в честь Преподобного Серафима Саровского в г. Белоозерске находящиеся ранее у них на хранении ценности: алтарный подсвечник, приходно-расходную книгу и фото отца Валериана Шеметило у Царских врат Свято Успенского храма села Ольшево. Нами были переданы музею храма копии документов, предоставленные нам Михаилом Леонидовичем Ворожцовым.
Все найденные предметы составили в итоге экспозицию музея храма преподобного Серафима Саровского в г. Белоозерске. Открытие музея состоялось совсем недавно, в октябре этого года. Экспозиция, посвященная Ольшевскому храму открывает каждую экскурсию, которая проводится в музее. И это очень символично. С одной стороны, она говорит о том, насколько важно хранить и беречь историю. А с другой стороны, Ольшевский приход и есть историческое прошлое нашего храма. Ведь все деревни, составляющие на сегодняшний день приход нашего храма, являлись частью Ольшевского прихода 100 лет тому назад.
Вспоминая мнения скептиков, мы можем сказать лишь то, что, несмотря на все сомнения, цель нашего исследования была достигнута: даже камень в виде сцементированной груды старого кирпича может о многом рассказать. Несмотря на свою трагическую историю, остатки Свято-Успенского храма все еще могут раскрыть удивительные картины нашего богатого исторического прошлого. Они, как и прежде, хранят в себе великую духовную силу. К сожалению, мы не можем заново отстроить Свято-Успенский храм. И вряд ли удастся найти когда-либо могилу отца Иллариона Кадлубовского. Но теперь мы многое можем рассказать, мы многое можем показать, и мы многое можем объяснить. И уже на Радоницу 2023г. года священники храма преподобного Серафима Саровского в г. Белоозерске, настоятель иерей Алексий Олехнович и клирик храма иерей Александр Полоско отслужили литию на прихрамовом Ольшевском кладбище.
Жизнь неоднозначна. Случаются потери и утраты. Но каждая потеря – это урок для всех нас, это возможность переосмыслить ошибки исторического прошлого, чтобы вновь их не повторять. И воссозданная история Ольшевской церкви – еще одно тому подтверждение. Необходимо видеть, знать и почитать духовную, культурную и историческую ценность храма. И в конечном итоге, все мы должны понимать одно: миссия каждого последующего поколения – сохранять, беречь и ценить духовное и культурно-историческое наследие родного края, не разрушая, а созидая и непременно преумножая его.