Время и место
Причащение совершается в храме за литургиею, на которой совершается святая Евхаристия.
Человека, находящегося в тяжкой болезни и не могущего идти в храм для Святого причащения, Церковь позволяет приобщать Святых Таин на дому; на что в Требнике положен «Чин, егда вскоре вельми больному дати причастие».
Церковные правила
О причащении мирян
Священники обязываются всегда сами приобщать мирян Святых Таин; посылать же чрез кого-нибудь Святые дары в домы прихожан, также, вместо непосредственного сообщения в уста, передавать их в какой-либо сосуд – строго запрещено (VI всел. соб. 101).
Диакон не имеет права причащать других ни в каком случае «ниже самому себе самаго или инаго кого причастити когда» (Диаконск. Ставл. грам.).
Каждый православный христианин неотложно должен причащаться Святых Таин каждый год, по крайней мере – однажды, а более усердные и могущие достойно приготовлять себя к таинству – четырежды в год – в установленные церковью посты, хотя не возбраняется и чаще(Нрав. Испов. ч. I. вопр. 90. Прав. Катих. стр. 91).
К причащению Святых Таин верующие, свыше семилетнего возраста, должны приступать не иначе, как после исповеди и разрешения грехов от священника, в чистоте душевной и телесной, по надлежащем приготовлении и исполнении всего установленного Церковию правила молитвенного, какое требуется и от священнослужащих (Дион. Александ. пр. 2. Тим. Алекс. 7, Учит. Извест. при служб.).
Яснее говоря, приготовление мирян к принятию Святых Таин должно состоять в посте и молитве, в делах милосердия и воздержания от плотских супружеских наслаждений, и должно продолжаться семь дней; а по нужде –три или, в крайнем случае, один день (Тимоф. Алекс. 5. Учит. Изв.).
В дни приготовления к принятию Святых Таин (говения) миряне обязаны неопустительно бывать в храме при всех общественных службах церковных, а накануне причащения должны выслушать церковное правило, положенное для священнослужащих, то есть:
- Под воскресенье: канон Спасителю, параклисис Богородице и канон Ангелу Хранителю.
- Под понедельник: те же каноны и канон Архангелам.
- Под вторник: те же и, вместо канона Архангелам, канон Иоанну Предтече.
- Под среду: Спасителю, Божией Матери – Одигитрии и Ангелу Хранителю.
- Под четверток: Спасителю, Божией Матери -параклисис, Ангелу Хранителю, Апостолам, и кто хочет, Святителю Николаю.
- Под пятницу: вместо канона Спасителю – канон Животворящему Кресту Господню, Божией Матери – параклисис и канон Ангелу Хранителю.
- Под субботу: канон Спасителю, акафист (с каноном) Божией Матери – благовещенский, и каноны Ангелу Хранителю и всем святым.
Кроме того, в каждый вечер, по прочтении канонов, должны быть прочитаны молитвы «на сон грядущим» (См. Прав. готов, служ. и хотящ. причас. при служб. в конце кн.).
Утром читаются обыкновенно-утренние молитвы и канон и молитвы готовящимся ко причащению (Там же).
Тайны должны быть принимаемы людьми, ничего не евшими и не пившими в тот день (VI всел. пр. 29. Карфаг. 50 и 58). Такое полное воздержание должно начаться еще с вечера накануне причащения; только людям престарелым и детям, не могущим при физической слабости переносить полного воздержания, разрешается принимать пищу с вечера, накануне, но в самом умеренном количестве и то – до полуночи только (Тимоф. Алекс. 16).
Готовящийся к причащению и нечаянно проглотивший воду в то утро, при полоскании рта, например, может причащаться (Учит. Извест. при служ.).
Беснуемый из верных, если не хулит, также по временам может причащаться (VI всел. 29. Карфаг. 50,58).
Имевший накануне причащения нечистое сновидение должен испытать свою совесть и, если причина сновидения была не от него, а по искушению от сатаны, то должен причаститься (Дион. Александр. 4. Тим. 12).
Но не должны допускаться к принятию Святых Таин:
- находящиеся под отлучением от Святых Таин (Учит. Извест. при служ.).
- находящиеся в бесчувствии, умалишенные и бесноватые, когда в припадках сумашествия или беснования они богохульствуют (Тимоф. Алекс. отв. 3-й).
- муж и жена, имевшие накануне супружеское сообщение (Там же).
- женщина в периоде месячного очищения (Там же отв. 6-й).
- наконец, не должны быть причащаемы умершие, ибо сказано: Приимите, ядите, но умершие ни принимать, ни есть не могут (Карфаг. 26).
При причащении должен соблюдаться установленный порядок: «да причащается (сперва) епископ, потом пресвитеры и диаконы, и иподиаконы, и чтецы, и певцы, и аскеты, а из жен – диаконисы, девы и вдовицы, после дети – и весь народ по порядку» (Апост. пост кн. VIII гл. 13).Приступающие к причащению должны подходить к Святым тайнам чинно, в глубоком смирении, со сложенными на груди руками, и каждый должен, подходя, «поклониться единожды Христу истинно в тайнах сущему» (VI всел. 101, Учит. Изв. при служ. Литур. Злат.). Приняв же, честно да поглотит и, по очищении уст платом священническою рукою, лобызает край святой чаши, как самое Христово ребро, из него же истече кровь и вода и, отступивши мало, поклоняется – но не до земли, ради сохранения приятых тайн (Учит. Изввст.).
Причастившиеся обязаны выслушивать или прочитать благодарственные «по Святому причащении» молитвы (См. служ. Литур. Злат.).
Так как дальнейшие правила, касающияся причащения, относятся к совершению литургии, которое есть общественное, а не частное Богослужение, то они и не вошли в состав этой книги (Примечание составителя).
О причащении младенцев.
До семилетнего возраста дети причащаются без исповеди и вообще без приготовления положенного для мирян, и притом, в самом раннем возрасте – не под обоими видами, а только под одним видом крови, как не могущие вкушать твердую пищу (Тим. Алекс. 1).
Младенцы, получившие крещение, причащаются в тот же день или за ближайшей ко времени крещения их литургией, подобно тому, как новокрещенные (См. Нов. Скр. Вен. ч. 3. г. 7. §1. Чин прин. иновер.).
О причащении больных.
Священник всегда должен быть готовым явиться к больному для напутствия его Св. Тайнами: «буди страж день и нощь с крещением, покаянием и причастием», повелевает священнику «Увещание святительское» (Поуч. Святит, к новопост. Иерею 6 стр. (изд. 1862 г.).
Если бы не случилось приходского священника, то ни один священник не в праве отказаться от напутствования больного (Уст. Дух. Конс. ст. 97, инстр. благоч. ст. 41).
Только в одно время – во время совершения литургии, в Херувимской песни и до конца литургии, священник не должен прекращать службы ради больного; на всяком же другом богослужении, равно как и на литургии до Херувимской песни, он, в случае надобности, должен остановиться службою в церкви и спешить к больному, если больной живет недалеко, распорядившись, чтобы, в отсутствие его, псаломщик читал, для назидания присутствующих, псалмы. (Учит. извест. л. 18).
Больных дозволяется причащать и без соблюдения установленных Церковию правил ко причащению, как-то: воздержания от пищи и поста, молитвословий и пр.; даже молитвы, положенные в чине «егда вскоре вельми больному дати причастие» могут быть опущены, если больной очень опасен; – довольно же в таком случае только прочитать: Верую Господи и исповедую… иВечери Твоея… и тотчас причастить больного; но во всяком случае, – после исповеди (Номок. при бол. Требн. 166 пр. Никиф. Исповеди. пр. 8. Требн. Петр. Могил. о причащ. болън.).
Больные могут быть причащаемы и по принятии ими пищи, если жизнь их в опасности (Там же).
Больной, находящийся под запрещением, в смертной опасности не должен быть лишаем причащения Святых Таин, в случае же, если встанет после болезни, то епитимия его не прекращается до времени, на какое она ему назначена (Григор. Нисскаго пр. 5).
Обрядовый порядок чина, егда вскоре вельми больному дати причастие
Прийдя к больному, священник разстилает покровец (воздух) на столе, покрытом скатертью; на воздухе полагает дароносицу и поклоняется пред нею низко (Требн. Петр. Могилы).
Потом начинает «чин» словами: Благословен Бог наш… читает Трисвятое и прочия начинательныя молитвы и, по возгласе на «Отче наш», Господи помилуй 12 раз, Приидите поклонимся трижды, Символ веры и Вечери Твоея тайныя… слава: Царю Небесный, и ныне: Бога из Тебе воплотившагося; затем 40 раз Господи помилуй и три следующие в чине молитвы; из них третью читает, обратясь к больному (Так следовало бы по содержанию этой молитвы. См. Писъм. по паст Богосл. прот. Евг. Попов. ч. II стр. 76).
По прочтении молитв, если больной не исповедывался, то священник исповедует его тотчас, повелев присутствующим выйти из комнаты на время исповеди; по окончании же исповеди, читает положенную в чине молитву:Господи Боже наш, Петрови и блуднице слезами грехи оставивый… и затем разрешительную молитву: Господь и Бог наш Иисус Христос… да простит ти чадо (имярек) и аз недостойный иерей… (В Требнике на ряду «Чина» ее нет, обычно же она читается).
По разрешении больного, входят в комнату окружавшие его (Духовн. Реглам.); священник, влив в сосудец воды и вина, опускает в него частицу запасных даров и, после прочтения молитв: Верую, Господи, и исповедую… Вечери Твоея тайныя… и Да не в суд и не во осуждение…, которые больной повторяет за священником, причащает больного со лжицы. Потом читается:Ныне отпущаеши… Трисвятое и пр. начинательные молитвы, тропарь дневной и Богородичен: Молитвами всех святых… и малый отпуст.