Место
Елеосвящение должно быть совершаемо или в церкви, если больной может оставить одр, или вне церкви, где находится больной, среди собрания людей (Употреб. Треб. Елея).
Подготовительные действия
При совершении таинства елеосвящения становится стол и на нем блюдо с пшеницею (за невозможностию же иметь пшеницу, употребляется мука). Вверху пшеницы ставится кандило праздное (сосуд), в который вливается елейи вино. Около сосуда с елеем и вином водружают в пшеницу семь стручцов,обвитых бумагою (хлопчатою) к помазанию. Обыкновенно сюда же (между стручцами) вставляют семь зажженных свечей. На столе, кроме того, полагается Евангелие и крест.
Священники, в фелонях, становятся около стола, и они, равно как и все присутствующие, имеют зажженные свечи. Предстоящий священник, покадив вокруг стола с четырех сторон и всех стоящих, полагает начало (Там лее. Треб. Петр. Могил. (См. Пособ. к изуч. Прав. Богосл. протоиер. Николъск. 707 стр.).
Больной, пред совершением над ним елеосвящения, должен быть приготовлен к нему исповедью или покаянием (Правосл. Испов. вопр. 118. Кн. о долж. пресв, приход. §127); в случае же смертной опасности, он должен быть также и причащен Святыми Тайнами пред елеосвящением (Треб. Петр. Могил, о тайне Елеосвящения).
Обрядовый порядок
После начала: Благословен Бог наш… и обычных начальных молитв читается псалом 142-й – Господи, услыши молитву мою, далее следует краткая ектения, а за возгласом – Яко подобает, поется Аллилуйа и тропари: Помилуй нас Господи, помилуй нас…, и читается псалом 50-й. Потом поется канон, на котором по 3-й, 6-й и 9-й песни произносится краткая ектения, как и во время пения канона наутрени.
В употреб. треб, не сказано об ектениях на каноне, но они имеются на ряду в таких требниках, как Петра Могилы, равно не указано делать припева на каноне в употребительных требниках, в требнике же Петра Могилы указан припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» и катавасия по каждой песни:«Возстави от болезни раба Твоего (рабу Твою), Христе многомилостиво; яко мы усердно к Тебе прибегаем, к милостивому избавителю, всех Владыце, Господу Иисусу» (Требн. Петр. Могил. Послед, св. Елея).
По окончании канона поются (или читаются) стихиры, положенные на ряду, читается трисвятое и Отче наш, и поется тропарь: Скорый в заступлении един сый…
Затем следует великая ектения (на освящение елея), с окончанием которой читает первый священник вслух молитву над кандилом с елеем; другие же священники читают эту молитву тихо. После молитвы поются тропари: Спасителю, святым – ап. Иакову, Николаю чудотворцу, Димитрию мироточивому, Пантелеймону, святым Бессребренникам, Иоанну Богослову и Пресвятой Богородице.
Далее следуют чтения Апостолов и Евангелий, а также молитв помазания елеем. Пред каждым чтением Апостола произносится особый прокимен, после чтения поется «Аллилуиа» с аллилуарием, (который произносит читавший Апостол); затем читается Евангелие. После каждого чтения Евангелия произносится краткая ектения елеопомазания, читается особая молитва, положенная после каждого Евангелия на ряду, и за нею молитвасовершительная таинства елеосвящения (Треб. Петр. Могил, о тайне Елея), Отче Святый Врачу душ и телес…, во время чтения которой, священник, взяв стручец и омочив его концом, обернутым ватою, в сосуде с елеем, помазывает им болящаго крестообразно: на челе, на ноздрях, на ланитах, на устах, на груди и на кистях рук с обеих сторон.
Так указано в употребительных требниках, в требнике же Петра Могилы говорится: «седмь частей тела святым елеем подобает мазати, си есть, оце, ушеса, ноздре, устне и руце, яко су-щия орудия пяти чувствиям человеческим, таже – перси, от-нюдуже исходят злая помышления, – и нозе, яка на пути грешных ставшия» (О таин. Елея).
Первое Евангелие, молитву особую и молитву Отче Святый, читает предстоятель, второе Евангелие, вторую особую молитву и во второй раз молитву Отче Святый – следующий священник, т.е. тот же священник, который читал пред сим Евангелие, читает молитвы, помазует больного и делает возгласы на ектении; – и так по порядку: каждый священник читает Евангелие, делает возглас на ектении и читает молитвы и совершает помазание; а когда ряд окончится (если на елеосвящении будет менее семи священников), тогда снова начинает предстоятель читать следующее Евангелие и молитвы, за ним второй и т.д. – до конца, т.е. пока прочтутся все семь Евангелий и семь раз будет помазан болящий. После седьмого помазания больной, приемляй елеосвящение, аще может, сам входит посреде священников, или стоит между ними поддерживаемый окружающими его, или же если не может стоять, сидит или лежит на одре, а священники окружают его (См. Треб. Елеосвящ.). Предстоятель полагает на главу его развернутое Евангелие письменами вниз, которое поддерживают все священники. Предстоятель же, не касаясь рукою Евангелия, читает во всеуслышание так называемую, разрешительную молитву.
Обычно, во время чтения этой молитвы, больной постоянно повторяет«Господи, помилуй» (См. там же у прот. Николъск. стр. 710). При совершении елеосвящения одним священником, нет надобности произносить неуместные в этом случае слова о лежащем на главе больнаго Евангелии, как сказано в молитве: «еже служители держат», правильнее же их заменить словами: «еже лежит на главе» и тд.
Прочитав молитву, предстоятель снимает с главы больного Евангелие и дает ему целовать оное; затем произносится краткая ектения о болящем (та же, которая, произносилась после каждого Евангелия), поются две стихиры: Бессребренникам и Богородице, и бывает отпуст, положенный на ряду.
Заключительные действия
После отпуста, больной испрашивает у совершавших над ним таинство благословение и прощение, словами: «Благословите отцы святии, простите мя грешнаго», повторяя эти слова трижды.
Обычно, предстоятель при каждом произношении больным сих слов, осеняет его крестом, держимым в руке, обратясь к больному; певцы же (в некоторых местах) поют прокимен: «Помощь наша от Господа, сотворшаго небо и землю».
Предстоятель дает больному целовать крест, потом и все предстоящие также подходят к кресту для целования.
Елей, оставшийся от помазания, обычно употребляется больным с верою и благоговением, какие приличны освященному веществу, или же он вливается в чистую бумагу или льняную новую тряпицу и на чистом камне или на кирпичах сожигается; пепел же должен быть закопан в землю под престолом, или всыпан в умывальницу (если где есть в алтаре такая, из которой вода проходит под пол (Треб. Петр. Могил, о таин. елея). Если же больной после елеосвящения скоро умирает, то елей обычно возливается на умершего крестообразно (См. Истина св. Соловец. обит, пресв. Игнатия 1844 г. Сиб. 47 стр. Пособ. к изуч. прав. Вогосл. Николъск. 711 стр. Практ. изл. церк. гражд. постай, священ. Нарв. стр. 150). Наконец, этот елей может быть просто сожжен в паникадиле, или в кадиле (в лампадке) (Древн, треб. Москв. 1625 г. (7133) с. 4, л. 394, треб. патр. Филар. л. 125).
Струнцы также должны быть сжигаемы или в церкви, – камине или кадиле, или в том же доме, где совершалось елеосвящение; но не на столе, не в чашке, в которой они были воткнуты, а в кадиле же, или в печи, -и, притом, сжигать нужно после совершения богослужения (Указ. по вопр. пастыр. практ. при календ. Ц.О. Вестника на 1876 г. стр. 206).
По совершении елеосвящения больной причащается Святых Таин, если не был причащен прежде (Прав. И еп. вопр. 118, треб. Петр. Могил, о тайне елея).
Церковные правила
О совершителях. Святая Церковь желает, чтобы при совершении елеосвящения был собор пресвитеров. Отсюда таинство елеосвящения именуется соборованием. Полный собор пресвитеров состоит из семи.
В требнике последование елеосвящения и надписывается так: «Последование святого елея, певаемаго от седми священников, собравшихся в церкви, или в дому»
При неудобстве собрать такое число священников, дозволяется совершать елеосвящение трем и двум. В крайнем-же случае может быть совершено таинство это и одним священником, но с тем, чтобы он совершал оное от лица собора священников и произносил все молитвы, сколько их есть. В этом последнем случае один священник совершает таинство силою всей Церкви,которой он есть служитель и которой лицо в себе представляет: ибо вся власть Церкви содержится в едином священнике (Требн. Петр. Могил, о седмирич. помаз. болън. Нов. Скриж. ч. II гл. XIV §2).
О лицах елеопомазуемых. Елеосвящение должно быть совершаемо только над больными, и при том -больными опасно (Ставл. иерейск. грам. Номокан. (в больш. требн.) пр. 163. (Посл. Иак.?5 г. 14,15 ст.).
К больным также должны быть отнесены в этом случае и дряхлые старцы, которые, при старческой дряхлости, ежедневно ожидают себе смерти, или вообще кажутся близкими к смерти, хотя и не имеют определенной болезни(Требн. Петр. Могил. о таин. елея).
Не дозволяется же совершать елеосвящение:
а) Над здоровыми (Став. Иерейск. грам.).
б) Над грешниками нераскаянными (Требн. Петр. Могил. о таин. елея).
в) Над такими больными, которые потеряли употребление разсудка и находятся в беспамятстве; священник же не знал прежде их нравственного расположения и религиозных убеждений. Но если больной выражал перед тем свое желание принять таинство, будучи в сознании, если не только словом, но хотя бы каким либо знаком – движением руки или глазами, показал свое раскаяние во грехах, то не запрещается совершать над ним елеосвящение, хотя в то время он находился бы без сознания (Там же).
г) Над такими больными, которые в умопомешательстве неистовствуют, беснуются и могут нанести какое-либо оскорбление или бесчестие святости таинства, елеосвящение не должно быть совершаемо, пока не минет опасность(Там же).
д) Над младенцами, не достигшими раскрытия и употребления разума (Треб. Петр. Могил. и о должн. пресв. приход. §127). (Так как младенцы до семи лет не приступают к таинству покаяния, то и елеосвящение не должно быть совершаемо над детьми, не достигшими семилетнего возраста) (Пособ. к изуч. правосл. Богосл. Николъск. стр. 706).
е) Ни под каким видом не должно быть совершаемо над умершим(Номокан. (при больш. Требн.) пр. 164).
ж) Над одним и тем же человеком, когда он, по выздоровлении, снова заболеет, елеосвящение может быть повторяемо, так как оно есть врачество; но оно не должно быть повторяемо над болящим, пока он находится в одной и той же болезни (Там же).
Если случится в доме несколько больных тогда все они могут, быть помазуемы одним елеем (за одним богослужением), также точно во время повальных болезней один елей может быть употреблен для многих больных(Там же).
При совершении елеосвящения священнику вменяется непременно знать на память молитву Отче Святый, во время которой совершается помазание болящаго; начинать же помазывать он должен при чтении слов молитвы:исцели и раба твоего (имярек) от обдержания его душевныя и телесныя немощи… и окончив помазание вместе с окончанием молитвы (Требн. Петр. Могил. о тайн. елея).
Если больной так близок к смерти, что нельзя надеяться, чтобы он мог прожить время потребное для совершения полнаго чина елеосвящения, в таком случае положенный в начале 142-й псалом, а также канон и тропари оставляются и чинопоследование начинается (по «Благословен Бог» и пр.) великой ектениею (предшествующею чтению молитвы на освящение елея). Если больной, по прочтении в первый раз совершителъной молитвы Отче Святый… и после первого помазания, будет еще жив, тогда опущенное впоследовании елея восполняется тот же час и, по восполнении, чинопоследование совершается непрерывным уже порядком, от второгоАпостола до конца; в случае, если затем больной умрет, елеосвящение недоканчивается, а прекращается. Таинство считается оконченным, если священник, по освящении елея, успеет хотя однажды прочесть над болящимсовершителъную молитву и помазать его елеем на указанных членах тела(Требн. Петр. Могил. о таин. елея).