Время и место
Исповедь может быть совершаема во всякое время: пастырь душ должен быть готовым исповедывать всякого кающагося христианина во всякое время, -даже и неудобное для него. Удобнейшим же временем в православной церкви для исповеди признается святая четыредесятница и другие посты (АН. 52. О долж. пресв. прих. Ставл. грам. Иер. и пр.).
Исповедь должна быть принимаема священником от кающегося во храме; по особым же причинам и в нужде, можно исповедывать и вне храма, во всяком, но, по возможности, приличном месте (Треб. Петр. Могил. о таин. св. Покаян.).
В храме, для совершения исповеди, должно быть избираемо место явное, всем видимое и прилично обставленное. (Там же).
Обрядовый порядок
На приготовленном для совершения исповеди аналое полагается Евангелие, или икона Спасителя, и крест. Священник, возложив на себя епитрахиль, приводит хотящаго исповедатися единаго, а не два или многия пред икону Господа нашего Иисуса Христа, не покровенна (с открытой главою) и начинает чтение молитв к «Исповеди» словами: Благословен Бог наш, потом читает Трисвятое и прочия начинательныя молитвы; по возгласе на Отче наш, Господи, помилуй 12 раз, 50-й псалом и покаянные тропари: Помилуй нас Господи, Слава… Господи помилуй нас… и ныне… Богородичен Милосердия двери отверзи нам, а затем две молитвы о кающихся (Требн. Послед. Испов.).
Обычно, чтение молитв к исповеди бывает в церкви одновременно для всех исповедников; читаются они пред совершением исповеди, в конце Богослужения – утрени, например, или обедни, пред местною иконою Спасителя.
По прочтении сих молитв, священник делает краткое увещание кающемуся; пример сего увещания имеется на ряду в требнике, которое начинается словами Се чадо… (Там же) и если кающийся ему не известен, то узнает от него: православный ли он, давно ли был на исповеди, исполнил ли наложенную епитимию, если она была наложена, а также род его занятий и пр.(Требн. Петр. Могил. Указ. о тайн. Покаян. Налом. священ. об обязан. его при соверш. таин. покаян. Е.П. стр. 55. Нов. Скриж. 432 стр. §2) что необходимо знать для правильного суждения о грехах кающегося; за сим выслушивает его исповедь, если кающийся может отвечать без вопросов (Требн. Петр. Могил. об испов. О долж. пресв. прих.), или же предлагает вопросы «прилежно – един по единому», ожидая, пока кающийся даст ответ на предложенный вопрос. «Прежде всех вопрошает о вере» (Требн.) т.е. правильно ли кающийся содержит догматы христианской православной церкви и требует, чтобы он прочел Символ веры, для удостоверения в том, что он верует православно и несомненно (Требн. Нов. Скриж. Вениам. 432 стр. (§3 г. IX послед, о испов.)), а затем спрашивает его о грехах.
При этом священник обязан соблюсти, во время исповедания кающегося, семь следующих обстоятельств: кто, что, где, по какому побуждению, для чего, как и когда. То есть: – Кто кается? человек, христианин православный, старый, юный, женатый, девственник, образованный и т.п. – Что сотворил? Согрешил, преступил заповедь, какую и в чем именно? Где, т.е. на каком месте, тайно или явно, в церкви или дома и т.п. – По какому побуждению?Советом, повелением, принуждением, примером и пр. – Для чего? Естеством или немощь требовала сего, по нужде ли, или по одному произволению. –Как –каким образом? Словом или делом, помышлением или намерением, внезапно, неумышленно или после предварительного размышления и приготовления.Когда – в какое время? Во время голода, нужды и немощи, или в довольстве и богатстве, в обыкновенные дни или в посты, праздники и пр. (Нов. Скриж. §2. 432–433 стр.).
Когда исповедание будет окончено, то, соображаясь с обстоятельствами грехов и тяжестью их, священник дает кающемуся канон или епитимию, и, если считает его достойным разрешения, то читает сперва молитву: Господи, Боже спасения рабов Твоих, милостиве и щедре… повелев кающемуся преклонить главу, потом читает и разрешительную молитву: Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию… да простит ти, чадо (имярек)… и аз недостойный иерей… прощаю и разрешаю тя… Во время произнесения последних слов благословляет разрешаемого на главе его; после чего разрешаемый возстает (См. общеупотр. треб. и Петр. Могил. в чин. испов.).
За сим читается «Достойно есть» и бывает малый отпуст (Там же), после которого священник дает кающемуся для целования крест (Обычно).
Если кающемуся налагается епитимия, состоящая в отлучении от причащения Святых Таин, то молитвы: Господи Боже, спасения рабов твоих и разрешительная не читаются. Когда-же срок запрещения окончится, тогда, по исповеди, прежде чтения разрешительной молитвы, над запрещенным должна быть прочитана еще особая молитва, имеющаяся в конце чина Исповеди (См. Требн.).
Заключительные действия
– По окончании исповеди, духовник дает кающемуся «канон противу согрешения его» (Чин. испов. треб.).
– Канон, или епитимия состоит в назначении каких-либо добрых дел, как-то молитвы, поста, милостыни и пр. и дается с тем, чтобы, чрез епитимию, кающиеся показали плоды, достойные покаяния, и положили начатки добродетельной жизни (Кн. о долж. Пресв. приход. §106).
– Духовник обязан рассматривать степень грехов, в которых исповедуется кающийся, и если грехи небольшие, допущенные по неведению или невольно, а также если и тяжкие – смертные, но исповедующийся в них кается чистосердечно и начинает уже избегать поведанных им грехов, то духовник должен такого кающегося разрешать и удостоивать принятия Святых Таин(Там же §105).
– Тех же, коих и грехи большие, успевшие при том обратиться для них в привычку, и покаяние сомнительное, до времени не следует разрешать, а если и разрешить, то удержать на время от принятия Святых Таин, наблюдая за ними, действительно ли они стараются об искоренении привычки к исповеданным грехам (Там же).
– Наконец, если, при смертных грехах, в кающемся духовник замечает притворное раскаяние и нежелание оставить впредь свои грехи, то не должен разрешать его, и представить ему на вид, что если он истинно не покается, то может быть вовсе отлучен от общества христиан, как в древности отлучаемы были прокаженные из стана израильского (Кн. о долж. пресв. §105).
Церковные правила
О лицах кающихся
Священник должен принимать на исповедь только православных; иноверцы и еретики не должны быть допускаемы, если они не хотят принять православие (Кн. о долж. пресв. приходск. §85).
С большою осторожностью он должен принимать на исповедь людей, ему не известных, т.е. чужеприходных: так как, не зная их, он может быть введен в обман, например, может быть, что приходящий на исповедь находится под запрещением и в отлучении от Святых Таин и хочет получить только разрешение от незнающего его священника, – или же бегает прежнего своего духовника, ради стыда за свои грехи, хорошо известные духовнику его, – или желает скрыть от него грех и поведать чужому священнику, с которым не надеется никогда потом видеться. Поэтому, если нет уважительных причин к принятию таких людей на исповедь, то священник должен отсылать их к прежнему их духовнику (Там же, §99).
Исключаются из сего правила больные и умирающие, которых каждый священник обязывается исповедывать и разрешать (Там же, §110. Уст. д. кон-сист. ст. 97. Учит. извест.).
Желающие исповедываться должны прежде примириться со всеми ближними (Мф.?16:14–15) и если, после исповеди, хотят приступить к принятию Святых Таин, то обязаны в продолжении семи дней говеть, т.е. поститься, усилить подвиги домашней и церковной молитвы, воздерживаясь в тоже время от супружеских наслаждений, приготовляя себя таким образом к чинному исповедению грехов своих. Впрочем, приготовление может быть, по нужде, сокращено в три или даже в один день (Тим. Алексан. 1 пр.).
Дети должны быть приводимы на исповедь, начиная с семилетнего возраста(См. жизнеоп. Вас. Вел. (Напом. свящ. об обяз. при соверш. ис-пов. Е.Ц. 5 стр.).
Исповедующиеся должны поведать грехи свои устно – живым голосом; впрочем, по снисхождению к немощи, духовник может дозволить кающемуся написать свой грех, которого тот от стыда не может произнести устно; тем более он может дозволить записывать грехи с тем, чтобы кающийся не забыл их при исповеди (Учит. изв.).
Исповедующиеся должны подходить к духовнику по одному. Строго запрещается духовнику принимать на исповедь по несколько человек одновременно – за одним разом – не только молодых людей, пришедших в возраст, но и малых детей. Если же случилось бы в день совершения исповеди, что исповедующихся явилось так много, что не возможно было бы исповедывать в тот день всех, то духовник должен начинать исповедь за один, или за несколько дней раньше. При этом духовник должен объяснить бывшим уже на исповеди, что они могут подходить к нему и вторично исповедываться, если бы вспомнили еще какие грехи на своей совести, или соделали после исповеди новый грех (Кн. о долж. пресв. §100).
Всякий православный должен хотя однажды в год исповедываться (и приобщаться Святых Таин) по обряду христианскому в посты, или в иное время (Уст. дух. конс. ст. 15).
По долгу своему приходские священники должны иметь постоянную заботливость и наблюдение о неуклонном исполнении прихожанами их христианского долга исповеди и Святого причастия по крайней мере один раз в год и внушать, при всяком случае, не радеющим о сем деле – какой страшной опасности и вечной погибели подвергается душа, коснеющая в духовном бесчувствии (Ук. св. Син. 24 Сент. 1880 г. №1200).
Находящиеся в отлучке, вне своего прихода более года, должны исповедываться в приходах их отлучки, но с условием – взять оттуда заручное письмо от священника, у которого они исповедывались, т.е. свидетельство о бытии у исповеди и Святого причастия, для доставления своему приходскому священнику (Синод. указы 1772 г. Июл. 16 и 1873 г. Февр. 4).
Наблюдение за тем, чтобы все православные были у исповеди, хотя один раз в год, лежит на приходском священнике, который для того составляет испо-ведныя ведомости о бывших и небывших у исповеди и Святых Таин причастия лицах своего прихода (Св. зак. т. XIV Устав. о пред. и пресеч. преступл.).
Приходские священники со всею пастырскою заботливостию должны увещевать молодых людей, подлежащих призыву к воинской повинности, чтобы
они непременно исполняли долг о бытии у исповеди и Святого причастия в год их Призыва, облегчая им при том всеми способами исполнение сего долга(Ук. св. Син. 1 Апр. 1883 г.).
Строжайше запрещается священнику после исповеди, при каком-либо случае, например, в ссоре с духовными детьми своими, укорять их теми грехами, о которых он узнал от них на исповеди. Ему даже запрещается вообще ссориться с духовными детьми своими – укорять их в пороках, так как слышащие брань и укоризны могут подумать, что священник знал о сказанных пороках от них на исповеди, и поверят тому, что укоряемый действительно имеет эти пороки (Дух. Регл. ст. 11).
Также строго запрещается открывать и другим грехи, исповеданные кем-либо ему. Грехи, разрешенные на исповеди, должны быть преданы вечному забвению; то же, что не разрешено на исповеди, остается на совести кающегося, а совесть каждого есть неприкосновенная святыня и тайна, которую только Бог может видеть и судить (Дух. Рег. ст. 9, 10. Номокан. при б. Треб. пр. 120).
Об епитимии
Епитимия назначается различная, по степени грехов, по возрасту, положению, а также и по мере раскаяния кающегося (Требн. Чин испов. Дух. Регл. (1 всел. соб. пр. 12 IV – 102, Вас. Вел. 84. Григ. Нисск. 4, 5).
Назначая кающемуся епитимию, состоящую в совершении каких-либо добродетелей, должно выбирать добродетели, противоположные исповеданному греху; так: сребролюбцу нужно предписывать раздаяние милостыни, блуднику – пост, слабому в вере и уповании – налагать молитву, и т.п. Но при этом следует смотреть и на то, возможно ли для кающегося исполнение назначенной ему епитимии, чтобы не назначить ему невозможного; например, нищему не назначить раздаяние милостыни, человеку занятому, обремененному многими обязанностями -хождение частое в церковь и продолжительную молитву, и т.п. (Кн. о долж. пресв. приход. §106).
Так как епитимия не есть удовлетворение Богу за грехи, то можно и вовсе не налагать ее на кающегося, который чистосердечно и со слезами раскаивается в своих грехах и обещается впредь всеми силами удерживаться от них (Там же, §107).
Для исполнившего епитимию положена особая молитва в Требнике, в конце чина Исповеди; она должна читаться над разрешаемым не публично, и не на литургии (Лаодик. 2 Карфаг. 6).
Разрешить может только тот священник, который наложил епитимию; другой же священник не может разрешать не им запрещенного (I Всел. 13. Григ. Нисск. 5. Апост. 32), исключая те случаи, когда человек умирает под запрещением; такого разрешать должен всякий священник, напутствующий его при смерти (Кн. одолж. пресв. 110).
Если запрещенный, в крайней необходимости, обращается к другому духовнику, то другой должен поступить с ним еще строже (I всел. 5. Апост. 13,32).
Переменить второй духовник епитимию, наложенную первым, может только в таком случае, если первый не сохранил надлежащей меры и справедливости и если присовокупившаяся вновь какая-либо причина сделает невозможным исполнение прежней епитимии; но переменить может не иначе, как: а) при совершении исповеди, ибо исповедь есть действие вязать и решить и б) по выслушании тех грехов, за которые была наложена епи-тимия, ибо судия не может судить, не узнав дела (Апост. 32. I всел. 5. (См. Напом. свящ.об обязан. его при таинств. Покаян. Е.П.Костр. 1859 г.).
Но епитимия не может быть переменена священником, если она наложена епископом (Там же).
На тот же конец, чтобы запрещенный не отошел в загробную жизнь без разрешения, над ним при погребении должна быть читаема разрешительная молитва (Чин Погреб. Молитва эта обычно влагается, по прочтении, в руки умершего).