Послания, выступления, публикации

Архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн. Историческая память народа [доклад]

 

В рамках епархиального этапа XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений Высокопреосвященнейшим Иоанном, Архиепископом Брестским и Кобринским был прочитан доклад «Историческая память народа». Ниже публикуется его полный текст.

Историческая память народа.

Рад приветствовать всех вас, уважаемые участники конференции, на нашем традиционном форуме. В этот раз он проходит на границе двух лет, ознаменованных важными для нашего народа датами: в 2024 году мы отмечали 80-летие освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, а в 2025 году мы будем праздновать 80-летие Победы в Великой Отечественной войне.

День Победы для белорусского народа, конечно, совершенно особый: нет другого, который был бы настолько выстрадан, оплачен кровью, пóтом и бесчисленными слезами, который так неопровержимо, сильно и ясно свидетельствовал бы о поразительном мужестве, величии и силе духа человека. Великая Отечественная война выявила глубокие христианские архетипы в сознании нашего народа, в частности самоотвержение, терпение, общинность, духовную твердость перед лицом испытаний.

Великая Отечественная война — одна их самых трагических и одновременно триумфальных страниц истории Беларуси. В течение без малого четырех лет страна находилась в эпицентре страшного военного испытания. Наши отцы и деды совместно с другими народами Советского Союза ценой неимоверных усилий и колоссальных жертв не допустили разгрома страны, уничтожения национального бытия и духовной самобытности народа. И посему, отмечая 80-летие Победы в самом кровавом конфликте XX-го века, следует задуматься, какое значение это событие имеет для нас, потомков людей, спасших мир от коричневой чумы.

В 1941-м году Советский Союз практически в одиночестве воевал со всей Европой. Действительно, в 1941–1945 годах продолжилось цивилизационное противоборство между нашими славянскими народами и Европой, которая, по словам святителя Николая (Велимúровича), умна брать, но неумна отдавать, умна убивать, но неумна животворить. Великая Отечественная война – противоборство цивилизации Правды и цивилизации потребления, доходящего до людоедства. И Господь в те годы был с нашими солдатами, которые спасли Европу от неё же самой и освободили её от фашизма.

Агрессия фашистских оккупантов воспринималась абсолютным большинством именно как покушение на духовные основы жизни, она имела метафизическое измерение. Это, действительно, была война если не с антихристом, то с его предтечей. Специалисты-историки отмечают, что Гитлер после разгрома Советского Союза планировал отбросить политес, прямо объявить Германию языческой страной и перейти к преследованиям христиан: «В декабре 1941 года Гитлер в кругу подчиненных рассуждал о необходимости уничтожения христианства, говоря: «Война идет к концу. Последняя великая задача нашей эпохи заключается в том, чтобы решить проблему Церкви. Только тогда германская нация может быть совершенно спокойна за свое будущее». То есть на кону стояли не только судьбы целых народов и рас, но и судьба Церкви Христовой.

Страшные, непостижимые муки перенёс наш народ в этой войне, неисчислимые жертвы совершил ради Победы.

Несмотря на предпринимаемые сегодня попытки пересмотреть историю, огромное число людей по-прежнему признает решающую роль в том числе и нашей страны в преодолении нацизма. Мы приняли на себя главный удар фашизма, и трудно сказать, какой была бы история мира, если бы не героический подвиг советского народа. Наши солдаты, в полном соответствии с евангельскими словами: «Нет больше той любви, когда кто душу свою положит за друзей своих» (Ин. 15,13), исполнили свой долг, защищая свою Родину, в том числе и ценой собственной жизни.

Именно такая жертвенная, безусловная любовь позволяет человеку отдать собственную жизнь ради спасения ближних и Родины. Настоящая любовь по своей сути – духовна (ведь Сам Бог есть Любовь), и она – плод Духа Святого.

В результате сила, которая казалась непобедимой и перед которой склонилась вся Европа, была сокрушена мужеством и жертвенностью наших предков.

Вспоминая о цене Победы, о том, сколько сил и человеческих жизней было положено на её алтарь, нельзя не отметить силу народного духа, которая во многом стала решающим фактором, повлиявшим на исход войны. Поэтому сегодня, чтобы задать определенный тон нашей конференции, я хотел бы акцентировать внимание на духовных составляющих, без которых великая Победа не могла бы состояться.

Ещё древние римляне говорили: «Верность – это то, что отличает нас от варваров». Не только семейный союз основывается на верности. В каком-то смысле всё человеческое общежитие, вся жизнь народа связаны с верностью — верностью общим идеалам, верностью Родине. И мы знаем, как в страшные годы войны именно эта верность даже до смерти помогала народу нашему не только выстоять, но и победить во много крат превосходящего противника. Именно в русском языке вера и верность однокоренные слова и тем самым слово «верность» получает сильнейшую религиозную окраску.

Почему верность столь ценна в глазах Божьих? Дело в том, что верность – это неизменность, целостность, сохраняемая постоянно. Это одно из самых важных качеств, присущих природе Бога. Как написано в послании апостола Иакова, у Бога «нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1,17). Бог всегда верен.

Человек, сотворенный по образу и подобию Бога, также должен был иметь это качество. Но грехопадение всё изменило – люди стали неверны. Ведь нарушение запрета, который Бог установил для Адама и Евы в раю, – не вкушать плоды от дерева познания добра и зла – и есть проявление неверности. Верность одному единственному правилу избавила бы весь род людской от последующих страданий… Именно потому Бог настолько высоко ценит верность.

Верность свойственна цельным натурам. Она не может быть показной, временной, по случаю, или частичной. В одной из притч Спаситель приводит уже в древности известную поговорку: Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16,10). Господь попускает человеку жизненные искушения, порой страдания для того, чтобы он мог проявить свою верность в малом, и тем приобрести навык верности, и быть верным во многом.

В основе верности нет никаких прагматических интересов, потому что верность до конца означает способность человека умереть во имя этой верности. Значит, верность долгу, верность Родине, верность близким — это нравственные категории, никак не связанные с материальными факторами. Никто никогда не оставался верным даже до смерти во имя материального вознаграждения. Такого по природе быть не может, потому что человеческая жизнь дороже всего на свете.

В начале той войны мы были слабее врага. Германия превосходила Советский Союз по военной мощи, организации, развитию экономики. И в этих условиях наши солдаты, верные своему долгу, верные своей Родине, в большинстве своем поднимались из окопов и шли навстречу смерти. Великие страдания, которые принял наш народ в Отечественной войне, в особом духовном смысле явили собой сораспятие Христу, так как люди умирали не за собственные интересы, а ради своего народа и Отечества.

Не жизнь, а подвиг. Не благополучие, а готовность идти до конца в борьбе с врагом. Именно эта мотивация и вера, несмотря на гонения сохранившаяся в народе, двигала нашими воинами и тружениками тыла и привела к спасению страны. Верующий человек жертвует собой легче, чем неверующий, поскольку знает, что физической смертью жизнь не заканчивается. В христианстве патриотизм сопрягается с верой, которая и дает силы для служения Отечеству и любви к нему.

Эта всепобеждающая сила духа коренилась в системе ценностей, которая сформировалась в народе в итоге тысячелетнего развития нашей страны. В отличие от современного человека, для которого самая важная ценность — его собственная жизнь, а самое главное в жизни — достижение благополучия, высочайшей ценностью предшествующего поколения было спасение народа. Во время войны враг сбрасывал с самолетов листовки, которые были близки по содержанию к тому, что высоко оценивается либеральной общественностью и сегодня. В них советских солдат призывали сдаваться в плен и обещали мирную, сытую жизнь в Германии.

Однако вот что нам готовили на самом деле. На совещании в ставке за несколько дней до начала войны, 16 июня 1941 года, Гитлер говорил: «Мы должны сознательно проводить политику на сокращение населения. Средствами пропаганды, особенно через прессу, радио, кино, листовки, доклады постоянно внушать населению мысль о том, что вредно иметь много детей. Нужно показывать, каких больших средств стоит воспитание детей и что можно было бы приобрести на эти средства. Должна быть развернута широчайшая пропаганда противозачаточных средств. Следует всячески способствовать расширению сети абортариев… Не оказывать никакой поддержки детским садам и другим подобным учреждениям… Никакой помощи многодетным семьям… На всей русской территории всячески способствовать развитию и пропаганде употребления спиртных напитков в широком ассортименте и в любое время… Эта масса расово неполноценных, тупых людей нуждается в алкоголизме и руководстве».

В некотором смысле эта война продолжается до сих пор. Поясню свою мысль. Библейские Содом и Гоморра погибли не от войны, а от мира. От безбожного мира. Поэтому так важно, чтобы сила народного духа, которая привела нашу страну к Победе, не была перемолота ложными ценностями, порабощающими сегодня сознание молодежи. Люди должны помнить, что, кроме денег, вещей, которые они потребляют, есть что-то более ценное, ради чего можно отдать даже самое дорогое ― свою жизнь. Для того, чтобы такая философия жизни прививалась в сознании людей, нужны сильная молитва, правильные слова, личный пример. Важно понимать, что если нынешнее поколение будет считать, что главное — это собственная жизнь, удовольствие, благополучие, деньги, успех, то в минуту опасности страна останется беззащитной. Сила нации определяется силой духа. Если будет сильным дух, сильным будет и наше Отечество.

Сохраняя память о Великой Отечественной войне и её участниках, мы сохраняем память о своем историческом пути. Убежден: от того, какое представление получат новые поколения о деяниях своих предков, будет зависеть их выбор завтрашнего дня. Полагаю, что неслучайно в последнее время предпринимаются целенаправленные попытки переписать историю, вычеркнуть из народной памяти или представить в самом мрачном свете её ключевые события. Все эти трактовки прошлого преследуют одну цель: посеять в душах людей чувство ущербности, исторического релятивизма, спровоцировать желание отречься от своих предков и их наследия. Мы видим на примере современных событий, что народ, утративший исторические ориентиры, отказавшийся от преемственности поколений, легко превращается в объект социальных и идеологических экспериментов. И плата за эти эксперименты слишком высока.

Именно поэтому Президент нашей страны Александр Григорьевич Лукашенко неизменно подчеркивает важность сбережения народной памяти, исторической правды, в том числе правды о геноциде народа Белорусской ССР в период Великой Отечественной войны, важность недопущения фальсификации судьбоносных для нашей Родины событий. Ведь, по его словам, утрата образа героического прошлого ведет государство к катастрофе и лишает народ будущего.

Пусть и наша конференция послужит сохранению памяти о Победе, которая должна поддерживать в нас способность к объединению, солидарности, взаимному действию по сохранению и защите Отечества, отстаиванию всего того, что для нас свято и нерушимо – мирную жизнь, веру, святыни, духовную культурную традицию, которая решительным образом повлияла на формирование нашего народа. Победа в Великой Отечественной войне да поможет нам и сегодня совершать деяния, направленные на сохранение независимости нашей страны, её самобытности и духовных основ.

Благодарю за внимание.

 

19 ноября 2024 г., г. Брест