Ко Дню православной книги библиотека Свято-Рождество-Богородицкого женского монастыря г. Бреста подготовила как обычную книжную выставку из своего фонда с таким названием, которая насчитывает 25 изданий, так и виртуальную в виде презентации, посвященной юбилейной дате.
— открыть презентацию по ссылке:
Виртуальная выставка «500-летие издания «Апостола» Франциска Скорины (1525): из истории книгопечатания в Беларуси» сконцентрирована на самом памятнике, который доступен всем в электронном варианте. Книга «Апостол» Ф. Скорины 1525 г. – это раритет. Всего сохранилось 10 экземпляров этой книги, которые находятся в библиотеках Москвы, Санкт-Петербурга, Вильнюса, Львова и Лондона. К сожалению, на территории Республики Беларусь нет ни одной, хотя книги Ф. Скорины признаны национальным достоянием. «Апостол» 1525 г. – это первое в мире печатное издание такого рода на церковнославянском языке, которое появилось на свет в марте 1525 г., но это последнее издание для самого Франциска Скорины.
Целью презентации является не просто познакомить всех, кто интересуется данной темой с памятником, но и понять его место, значение в истории книгопечатания. Она должна стать методическим материалом, который облегчит педагогам, библиотекарям проведение мероприятий, посвященных юбилею книги. Это все предопределило и разделы, и акценты при исследовании проблемы.
Предлагаем не только определить особенности «Апостола» Ф. Скорины (1525), новаторство, оригинальность, значение для Беларуси, но и понять место издания в истории кирилличного книгопечатания в целом, получив общую картину.
В связи с тем, что Апостол – это богослужебная книга, то важно, как к нему относились церковная власть и верующая общественность. А значит понять каково ее бытование в богослужебной практике.
Известно, что издания Франциска Скорины являются неканоничными. Однако исследуя непосредственно «Апостол» 1525 г. видим, что он был издан не на разговорном, но на церковнославянском языке, в нем практически нет гравюр, предисловия. А некоторые исследователи утверждают, что он был популярен в церковном обиходе… Так ли это? Действительно ли Апостол Ф. Скорины был признан Церковью?
На части слайдов презентации приведены результаты исследования белорусских ученых, которые сравнили тексты «Апостола» Ф.Скорины и Геннадиевскую Библию.
Кроме того, обращено внимание на духовное завещание брестского мещанина Гурина Федоровича 1624 г., которое ярко показывает отношение верующего человека к скориновским изданиям. Он имеет их в библиотеке, пользуется для лучшего понимания текста, но не завещает их в храм, монастырь, но передает два издания в частные руки, что показательно. У него есть понимание неканоничности этих изданий.
А сравнение «Апостола» Ф. Скорины 1525 (Вильно), Ивана Федорова 1564 (Москва) и 1574 г. (Львов) по критериям: источники, участие церковной власти в создании памятника (о каноничности), язык, шрифт-оформление, количественные характеристики, структура-состав, содержание, значение – дает возможность понять почему издание Ф. Скорины не каноничны.
Это не умаляет их значения. Все же это первое такого типа печатное издание на церковнославянском языке. Удивлял и удивляет сегодня удобный формат, деление на зачала, наличие титула, оригинальные сборники, а точнее указатели, составленные самим Ф. Скориной. Он задал высочайшую планку для последующих печатников! Но большинство наработок Ф. Скорины не были использованы другими печатниками «Апостола» именно в силу того, что не были признаны Церковью. А книга-то богослужебная! Для Церкви текст «Апостола» не просто текст, а Священное Писание, переданное Духом Святым, всей полнотой Церкви, в том числе и через Предание. А подходы у печатника были несколько иные. Он их подробно изложил в своих предисловиях к другим книгам.